Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
Дьявольское обаяние РичардаПусть в ихней Британии историки пыжатся, пытаясь вернуть Ричарду Третьему доброе (насколько это возможно) имя, а общественность торжественно перезахоранивает беспокойные останки, у нас, в Екатеринбурге, Николай Коляда показал противоречивого монарха ровно таким, каким выписал его Уильям Шекспир: стопроцентным мерзавцем, моральным уродом, обладающим бесконечным гипнотическим влиянием на свое окружение. Ну и, разумеется, вписал заграничного политического деятеля исключительно в российский исторический контекст.
Олегу Ягодину, очевидно, не хватало в своей актерской биографии такого записного гада, чтобы не оправдывать его и не искать в нем логику поступка и прочие азы человеческого поведения по заветам Станиславского, а буднично признать в самом начале спектакля: «Я зло творю» и творить его на протяжении трех часов действа. Причем творить его упоенно, с выдумкой и актерской страстью, словно некий адовый перформанс, ужасающий внешне, но, конечно же, оправданный высшей целью. Понятие «актерства» тут, пожалуй, ключевое: Ричард актерствует, притворяется перед всем и каждым, в том числе и перед собой, представая то больным уродом, реально харкающим кровью, то всемогущим обольстителем, и лишь перед финальной битвой, сорвав с себя серые тряпки одежд, обнажается и в прямом, и в переносном смыслах. Только здесь минут на пять монолога Ричард честен с собой, но единственное качество, которое он честно может предъявить миру — страх, и за это, видимо, он бичует себя связкой искусственных змей.
Впрочем, с финалом мы, конечно, забежали вперед. Пока же и Ягодин, и Коляда «увлеченно» демонстрируют монаршьи уродства. На самом деле не так уж много и надо для этого: всего-то неправильно надетый сапог да несколько пакетиков каркадэ, чтобы забрызгать красной жижей себя самого и все вокруг, да так, что сладкий запах цветочного чая в какой-то момент начинает ассоциироваться с запахом разложения. Ягодин то надевает кожаную нашлепку на нос, превращая лицо в череп, то сдвигает ее на верхнюю губу, превращая в намек на узнаваемые усики, то «бабачит и тычет», переходя с человеческого на хрипение, бульканье или шипение, что твой Цахес. То «заправляется» ядом, «выжимая» его прямо в рот из двух змей, то в моменты соблазнения «превращает» этих змей в продолжение своих рук. И конечно, сцена соблазнения леди Анны (Василина Маковцева), когда за пять минут Ричард проводит овдовевшую по его воле женщину от крайней степени ненависти до полного стопроцентного подчинения, становится одним из самых сильных моментов спектакля. Зрителя неподготовленного это царство физиологии может, конечно, оттолкнуть, но тем, кто ценит «Гамлета» с его попыткой вырваться из атмосферы вечно пьяной коммуналки или «Короля Лира» с реальными ваннами крови, новое обращение «Коляда-театра» к Шекспиру несет и узнаваемый почерк, и новые острые ассоциации, и непременную актуальность.
Ричард, без вопросов, центр этой причудливой и уродливой вселенной, которую он сам себе вылепил и в которую зрителя бесцеремонно затаскивает. Сквозь границы этого мира прочие люди кажутся разноцветными осколками-персонажами, чьи слова порой просто превращаются в бессмысленный птичий щебет (привет, «Твиттер»!), который Ричард иногда издевательски передразнивает. Из «Ричардова пространства» не понять, кто кому брат-сват (Коляда рубит текст «по-живому», не загружая зрителя хитросплетениями британского престолонаследия), есть только досадные препятствия на пути к цели, которые можно устранить любым подходящим способом. В этой круговерти шаржированных масок, разряженных в блестки и гламур теней на сетчатке остается несколько персонажей: больной король Эдуард (Сергей Федоров), которого «заботливые» подданные превратили в марионетку (своеобразная, но такая же беспросветная альтернатива эгоцентризму Ричарда), и его сыновья (Ксения Копарулина и Игорь Алешкин), которые внезапно осознают свою скорую гибель от рук приспешников Ричарда и смиряются с ней.
Ричард же ведет себя как некий стопроцентный самец, убивающий соперников по стае и покоряющий самок, так что ближе он, пожалуй, не к шекспировским персонажам, уже населяющим сцену «Коляда-театра», а к Стэнли Ковальски (с поправкой на эпоху и нравы), которого часто называют «абсолютным животным» и которого в колядовской версии «Трамвая «Желание» опять-таки играет Ягодин. Другое дело, что и вожделенный трон не приносит Ричарду удовлетворения и сцена коронации в кроваво-красных лучах заканчивается погружением нового короля… под землю. Главный момент его жизни превращается в пролог к его же собственным похоронам. «Достиг я высшей власти… Но счастья нет моей душе». Мучительные размышления Бориса Годунова становятся рифмой ко всему второму действию «Ричарда III». В том ли дело, что участь всех узурпаторов во всем мире одинакова и рано или поздно запущенный ими механизм убийств и предательств доберется и до них самих. А может, дело в том, что даже после смерти тирана не появляется ощущения восторжествовавшей справедливости: вместо Бориса приходит Лжедмитрий, а Ричмонд (Алексей Романов), будущий король Генрих VII (как выясняется в финале), оказывается, весь спектакль неслышной тенью следовал за Ричардом, оказавшись прилежным учеником в науке царствования, предательства и лицемерия и начав в итоге новый забег по беспросветному кругу смертей и измен.
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.