Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
«Трудно быть богом»: «Таков наш примар по габарям»Оценивать последнюю работу Алексея Германа сложно по той причине, что обычная категория «понравилось – не понравилось» здесь не сработает. Фильм намеренно создавался как неудобный, антиэстетический, провокативный, антисанитарный, если хотите, он не может и не хочет нравиться. Но мысли, философии, гипнотического эффекта, просто самой фактуры кино здесь гораздо больше, чем хотя бы в той же вусмерть зацелованной критиками и «продвинутыми» зрителями триеровской «Нимфоманке». Понятно, что любителям глянцевой голливудской картинки, поклонникам разжеванных сюжетов и, к сожалению, фанатам Стругацких поход на этот фильм не принесет ничего, кроме дискомфорта и возмущения. Хотя как раз от повести Герман в своем сценарии практически не отступил, местами картина даже ближе к исходнику, чем приснопамятный фильм 1989 года, и уж тем более это это не перекроенный на 13 раз сюжет «Пикника на обочине», где главный герой из авантюриста и супермена превратился в юродивого. Как и в книге, Румата Эсторский — землянин Антон, заброшенный на чужую планету, погрязшую в Средневековье. Он спасает от невежественных масс ученых и художников, пытается внедрить в быт местных жителей хоть какие-то представления о гигиене и культуре, однако, став свидетелем завоевания Арканарского королевства религиозным полувоенным Черным Орденом и не перенеся творящегося вокруг нон-стоп насилия, берет в руки земное оружие и устраивает монахам ордена небольшой геноцид. Что касается литературной составляющей, то выход германовского фильма должен раз и навсегда закрыть вопросы о значимости вклада Стругацких в литературу. Сам факт того, что на основе одного произведения (причем без особых изменений в сюжете) можно создать два настолько противоположных фильма, является свидетельством большой литературы. Конечно, Герман не обошелся без изменений. В жертву был отдана земная идеология, но ведь и мысль о том, что можно с помощью засланных агентов вывести дремучий народ к свету и прогрессу, была раскритикована самими Стругацкими, тем более было бы странно относиться к ней серьезно 40 лет спустя. Румата вместе с другими землянами здесь — всего лишь ученые-наблюдатели, их ожидание — когда Средневековье на этой планете перейдет в Возрождение — лишено внешней житейской логики, и потому «земные агенты» быстрее проваливаются в местную грязь, чем пытаются вытащить из грязи аборигенов. Это вполне понятно. Грязь и дерьмо — ключевые составляющие мира Арканара. Средневековье, воспроизведенное в кадре, лишено всех романтических клише с круглыми столами, доблестными рыцарями и изящными дамами. Грязь на улицах непролазна, окаменевшие фекалии гроздьями свисают с уличных нужников, в вине плавают мухи, да и само вино... Люди Арканара хронически простужены, сморкаются и кашляют и, кажется, иногда сплевывают куски своих легких. И это помимо того, что все они будто написаны Босхом: непропорциональные, уродливые, деффектные лица, покрытые то струпьями, то прыщами. Ужасно? На самом деле, за вычетом слегка улучшенных уличных туалетов и внимательного отношения к внешности мы имеем почти все то же самое, уж распутица по весне точно не уступит арканарской. И без Черного ордена тоже ведь не обошлось. Опять же эта грязь не педалируется, не подается с пафосом: смотрите, вот оно зло и бедствия наши — это некая часть постоянного круговорота жизни, непрекращающегося бытового копошения, когда все крупные события мира сего происходят за кадром (как в общем-то и в повести Стругацких). Это копошение и шевеление, брожение умов и перемещение тел создают какой-то гипнотический эффект, так что трехчасовой хронометраж проходит для зрителя легче, чем иные полуторачасовые фильмы. Облегчает просмотр и юмор, который существенно выделяет картину на фоне прочего артового кино, зачастую серьезного и пафосного до зубовного скрежета. Шутит Румата, шутят земляне, юмор возникает в бытовых ситуациях. Сам Герман не чурается киноманских шуток, в том числе и над Тарковским, сравнения с которым не избежать ни одному артовому режиссеру, тем более тому, который берется переносить на экран прозу Стругацких. Начальная сцена в доме Руматы, когда капли дождя сквозь худую крышу бьют по столу и остаткам еды, несомненно, цитата, только если у Тарковского предметы на столе предстают в своем натюрмортном совершенстве, у Германа — по-прежнему это предельно бытовые остатки еды, включая обглоданный рыбий скелет. Что в итоге? И 40 лет спустя патовая ситуация, в которой оказываются и зрители, и жители Арканара и которую не смогли разрешить ни Стругацкие, ни сам Герман — продолжает пугать, завораживать и отвращать. «Сдуй нас, как пыль, или оставь гнить в своей мерзости», — требует от бога-Руматы бестолковый ученый Будах, «Сердце мое полно жалости», — отвечает бог-Румата, не в силах сделать второго, и не желая делать первое. Попытки вытащить человека из грязи раз за разом заканчиваются холокостом, который устраивает сошедший с ума бог. Только в отличие от Антона Стругацких, Румата Германа не возвращается в свой рай среди звезд, оставаясь в Арканаре и вместе со своими спутниками (не то апостолами, не то всадниками апокалипсиса) продолжая свои попытки, без вопросов обреченные на провал, в другом месте. В этом смысле Румата и Герман занимаются одним и тем же безнадежным делом.
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.