Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
Коляда-театр. PremiumВебург продолжает обзор спектаклей «Коляда-театра». Первую часть, посвященную самым старым, овеянным славой и легендами постановкам можно прочитать здесь. «Гамлет»Спектакль вызвал не меньшую волну, чем легендарные уже «Ромео и Джульетта», поставленные Николаем Колядой на малой сцене Театра драмы. Тогда герои из романтических призраков, замученных школьной программой, стали реальными, живыми подростками, которые плавили свинец, лопали конфеты и носили школьную форму, в этот раз Эльсинор превращен в душную коммуналку с нескончаемой пьянкой, плавно переходящую в оргию. При этом стены коммуналки завешаны дешевыми репродукциями классических художников, а бесконечный праздник озвучивает радостная музыка Яна Тирсена. Герои в и без того вытянутых трениках ходят исключительно на полусогнутых, полулюди-полугиббоны, одетые как один в ошейники, за которые более сильный может придушить более слабого. И только Гамлет, которого смерть отца заставляет выпрямиться и в прямом, и в переносном смысле, уже не может вписаться в этот хоровод, хотя ошейник не снимает до конца и его дуэль с Лаэртом перерастает из этого взаимного удушения в смертельное кружение, dance-macabre. Одной из главных находок режиссера было решение позвать на роль Клавдия молодого артиста Антона Макушина, который в реальности на восемь лет младше своего сценического соперника — Ягодина. Их конфликт — бешеной витальности нового короля и задумчивой меланхолии принца — заставляет воздух дрожать от напряжения. «Женитьба»Так уж получилось, что дуэт Ягодина и Макушина стал центральным и в спектакле по пьесе Гоголя. И опять более молодой актер играет более опытного персонажа, интригующего, строящего козни, ужом вьющегося и мелким бесом рассыпающегося, даже разыгрывающего целое кукольное представление, лишь бы женить анемичного друга-инфантила на ком угодно, хоть на одноглазой Агафье Тихоновне. Впрочем, сюжет и не особо важен в творящейся вакханалии «а-ля рюс»: спектакль начинается с распевки «балалааай-ка, матрее-ее-шка, во-о-одка», персонажи носят при себе по ходу действия бюстики литературных классиков, протирают и целуют их, цитируют. Закрыв глаза от наслаждения, с усилием внимают классической музыке, старательно проговаривают -тся и -ться, порой запутываясь от своей псевдограмотности и превращая бедную Агафью Тихоновну в «Тихоговну». Они до того русские и духовные, что носят на голове крышки от самоваров. Можно было бы сказать, что Коляда издевается над всеми недавно оформленными законодательно «духовными скрепами», если бы спектакль не был поставлен в 2007 году.
Главным вопросом, на который пытаются с разным успехом ответить режиссеры гоголевской пьесы: почему же Подколесин бежит с собственной свадьбы. Коляда дает свой ответ, тихий, убедительный и страшный, в контексте шумного и разудалого спектакля: одиночество, может, и выход из цепи неприятных и непонятных человеческих отношений, но оно равносильно смерти. «Король Лир»Редкий спектакль уже потому, что главную роль играет Николай Коляда: его Лир — это и расшалившийся ребенок, раз за разом изобретающий новую шалость (то в корыте катается, то с птичками-пищалками играется, то королевство делит), и язвительный, никому не доверяющий старик, изъеденный властью, и, конечно, любящий отец, который своей абсолютной любовью ставит королевство на грань уничтожения. Население королевства, впрочем, тоже старательно копирует своего владыку: то ли злобные детки, устроившие разборку в садике, то ли старики с разбухшими коленями, догрызающие друг друга в доме престарелых — колготки, натянутые на всех, усугубляют впечатление. Спектакль, конечно, мрачный, в нем нет ни внешней легкости «Женитьбы» или «Ревизора», ни даже финального лучика просвета, как в «Гамлете». Кровь в нем изначально разводится даже не ведрами — теми самыми корытами. Впрок. И поверьте, и по Шекспиру, и по Коляде она будет использована вся до капли. Да и корыта однозначно рифмуются с цинковыми гробами, и вся труппа в финале спектакля вместо поклона лежит в этих красивых, блестящих гробиках. «Курица»До появления у Коляды «Старой зайчихи» и «Бабы Шанель», которая внезапно срифмовалась с выступлением «Бурановских бабушек» на «Евровидении», пьеса «Курица» была в российских театрах одним из постановочных хитов: простая, смешная и трогательная одновременно история об актерах, живущих в театральном общежитии — кипящие страсти под крышей, кричи громче, прикалывайся больше. Даже фильм такой вышел. Коляда, конечно, сделал не просто историю о том, как молоденькая актриска отбивает мужей у театральных прим. Спектакль внезапно получился о любви к театру, хотя это и не проговаривалось так ясно и четко, как, например, в «Птице феникс», но как всегда бывает в тех спектаклях Коляды, в которых герои — артисты. Громада театра, который, как известно, нужно любить в себе, а не себя в нем, вторгается даже не третьим, а четвертым лишним в частную жизнь, разваливает ее и оказывается бесплотным призраком, как летающие над сценой целлофановые дождевики в прологе и эпилоге спектакля. «Группа ликования»Театральный «бэкграунд» главных героев спектакля — завмузчастью провинциального театра Гены и актрисы того же театра Светы — Коляда использовал для того, чтобы признаться в любви… Екатеринбургу. Ну то есть одновременно и признаться, и ужаснуться, и пошутить на эту тему и над городом, и над своей любовью к нему. Сложно. Согласны. Но общее легкое вальсовое кружение спектакля — а лейтмотивом к нему выбрана старенькая песня «Свердловский вальс» — в котором проявляются то Ленин с площади 1905 года, то Свердлов с Кировым, вкупе с предпраздничным настроением (действие происходит накануне Нового года), придает общую фланирующую легкость и спектаклю.
Который завершается, несмотря на все скандалы и милицейские облавы, неистребимой надеждой на чудо. Дед Мороз ведь обязательно придет. «Старая зайчиха»Еще один театральный хит о двух старых актерах, сыгранный в театрах от Нижнего Тагила до московского «Современника». Казалось бы, опять нет ничего проще: вымажи героев черным, одень по-дурацки и пусть они рвут душу, разыгрывая историю поддельной иностранной певицы, которую вызвали на день провинциального города в северной глуши. У Коляды история двух потерявшихся когда-то людей (и потерявшихся не где-то, а в кулисах театра, в переносном, конечно, смысле) обрастает огромнейшим кордебалетом из то ли таких же актрис, приехавших вместе с главной героиней, то ли гостиничного персонала, то ли вообще жителей этого северного городка, носящих раскрашенные розами резиновые сапоги в любое время года. Видимо, все мы немножечко раскрашенные негры в незнакомом заснеженном городке… «Фронтовичка»Когда-то Николай Коляда пошутил, что «если захочет, то поставит даже балет». Но, глядя на балетные пируэты персонажей «Фронтовички», становится ясно, что в каждой шутке есть только доля шутки. Всегда любивший вводить музыку в больших количествах в своих спектаклях, Коляда получил возможность и мизансцены организовать в подобие балетных — речь в пьесе Анны Батуриной идет о вернувшейся с фронта женщине, решившей устроить в заштатном уральском городке балетный класс. И вот актеры выбегают на сцену, словно стайка вспугнутых маленьких лебедей, выстраиваются в линии к воображаемому станку, ставят спину и руки, тянут носок, но поскольку все, в большинстве своем, одеты в кирзовые сапоги — балетные упражнения становятся похожи на маршировку. Коляде удалось передать эту странную эпоху, когда посреди тяжелого труда и разрухи люди переживают какую-то упоительную эйфорию, готовы безответно и бесконечно любить соседа, или балет, или беспечно танцующую Марику Рекк с трофейной киноленты, или даже громогласную «Утреннюю песню», рвущуюся из динамиков, обещающую грядущее великое и светлое будущее.
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.