Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

«Робот по имени Чаппи»: маленький шаг для робота…

Постер фильма «Робот по имени Чаппи»

Нил Бломкамп — это человек, чью персону, идеи и грядущие замыслы люди обсуждают чаще, чем, собственно, его фильмы. Молодой и скромный режиссер из Йоханнесбурга вызывает бурю обсуждений, даже когда просто молчит себе в тряпочку или выкатывает на страницы соцсетей несколько концептов нереализованных проектов. И тут уже откровенно все равно, что конкретно он делает: всех волнует, как он делает и зачем. И это главное, ведь режиссер снимает свои фильмы не ради кассовых гонораров и невероятного зрелища, а ради заложенных в проекты идей.


Несостоявшийся постановщик экранизации видеоигры Halo прославился ровно одним своим фильмом, «Районом № 9», снятым по мотивам его собственной короткометражки. Дальше был очень спорный «Элизиум» — фильм с прекрасной задумкой, но глупой концовкой и жутким оператором, которого макали лицом в кокаин прямо перед началом съемочного дня. Тем не менее Нил человек не гордый, он извинился перед всеми зрителями за то, что «Элизиум» оказался всего лишь хорошей идеей, которую он не смог нормально воплотить в жизнь. Что ж, все уже как-то про эту фантастику и забыли, так как у Бломкампа впереди светило целых два проекта. Во-первых, он теперь назначен постановщиком пятой части «Чужих», а во-вторых, у него в четверг вышла новая фантастика со смыслом. А что, а я не против, я только за то, чтобы Бломкамп выпускал что-нибудь такое, и почаще.

Его новое кино на самом деле никакое не новое. Это помесь «Короткого замыкания», «Робокопа», «Искусственного разума» и отправка этих сюжетов в стандартные для режиссера условия — на бедные улицы африканского Йоханнесбурга. Как и в других фильмах Бломкампа, тут нищета, преступность и социальное неравенство. Но в этот раз с этим борются иначе. Компания-изготовитель сложной техники продает полицейским управлениям набор роботов — очень умных, очень крепких и эффективных солдат. Те с честью выполняют свой долг и почти искореняют уличную преступность.

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи»

Но создатель роботов (Дев Патель) думает над будущим, когда роботы будут делать не так, как велит им программа, подчиняясь исключительно инстинктам машины, а станут сами выбирать свой путь, как велит им сердце, душа или человеческий разум, называйте это как хотите. С первым же разумным роботом, Чаппи, случается конфуз, он попадает в обычную маленькую банду уличных торчков, которые решают с помощью робота ограбить инкассаторов. Но тут есть две проблемы: робот только обрел разум, и он больше похож на ребенка, которого мир вокруг пугает и восхищает. Вторая проблема серьезнее: роботу осталось жить не так долго, чтобы он успел насладиться своим подобием жизни.

Собственно, проблемам воспитания, взросления и осознания собственного «я» и посвящен весь фильм. Увы, с некоторым стандартным утрированием, которым активно снабжает режиссер все свои фильмы. То есть идея ясна и понятна, учите ребенка только хорошему, развивайте в нем творческий потенциал и способности. Но, помимо этой основной идеи, начинается сокращение и обрывание побочных сюжетных линий и характеров.

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи»

Для того чтобы в фильме была интрига, в сюжет было вставлено много антагонистов, которых я даже злодеями полноценными назвать не могу. Во-первых, есть директор компании по производству роботов, которая запрещает ставить полноценный ИИ. Во-вторых, есть коллега изобретателя роботов, который хочет заменить его человекообразных металлических болванчиков на огромную машину смерти, управляемую человеком. В-третьих, есть, собственно, бандиты, которые используют робота для своих целей. Да, все они антагонисты, все мешают умному роботу и его создателю спокойно жить.

Но если посмотреть в корень проблемы, то осуждать их не получается. Директор компании всего лишь думает о будущем людей, которые на нее работают. При том она прекрасно знает, чем все закончится (а именно так и заканчивается), если роботы станут развиваться как человек. Изобретатель гигантского жуткого робота поступает ровно так же, как и создатель ИИ — он тоже стремится создать что-то новое, при этом подконтрольное человеку. Он готов добиться своей цели любым способом, но его никак нельзя назвать отрицательным персонажем. У него просто нет выхода — либо бороться за место под солнцем, либо идти на пенсию, положив все свои мечты в могилу. Ну, и бандиты. Да, они все наркоманы, убийцы и воры, но в данном фильме они представлены как жертвы обстоятельств и, помимо всего, к концу картины вообще становятся добрее к ближним. Их даже немного жаль.

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи»

Получается, что Нил Бломкамп поставил всех героев в такие ситуации, что с позиции зрителя они моментально стали типами сугубо отрицательными, хотя по факту таковыми не являются. На мой взгляд, это плохо. Без ярких злодеев, без разделения на черное и белое в этом проекте теряется та самая история о роботе Чаппи, идущем своей дорогой. В ней есть смысл, но она слабеет с каждой минутой фильма. Чаппи всего лишь робот, который получил сознание, а это всего лишь люди, которые, как и он, хотят жить и выживают как могут. И главного героя в конфликте с ними начинаешь поддерживать уже не так сильно.

Но, возвращаясь к персонажам, очень хочется отметить один положительный актерский междусобойчик. Если Шарлто Копли вы не увидите и не узнаете (ни голоса его в русской версии не услышите, ни, естественно, лица его никто не покажет), ибо он играет самого робота Чаппи, то вот двоих других узнать можно без проблем. Большие фанаты Бломкампа, музыкальная группа Die Antwoord, снялась в фильме не просто в полном составе, не просто на главных ролях, но еще и под своими сценическими именами и в фирменных футболках группы (тоже с именами, да). Они, собственно, из того же ЮАР, поэтому в фильме они и себя попиарили вместе с режиссером, а режиссер попиарил их, устроив им такой продакт-плейсмент, которого группа еще не знала.

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи»

Но самое лучшее, что есть в их участии — это даже не саундтрек, который та еще вкусовщина (не в обиду фанатам), а именно то, что Йоланди и Ниндзя оказались действительно неплохими актерами, прекрасно вписавшимися в свои образы и сумевшими невероятно точно их раскрыть. Они стали главной находкой фильма, раз уж Копли отправили на второй план, а из Хью Джекмана и Сигурни Уивер ничего толкового не вышло (спасибо сценарию).

Ладушки, я обещал сказать о недостатках. Вот упомянутый сценарий вновь подвел очень хорошего режиссера. К счастью для зрителей, оператор теперь не страдал эпилепсией и все косяки связаны теперь только с текстом. В первых двух фильмах я по мере просмотра старался не замечать сюжетного бреда, но в «Чаппи» я этого сделать уже не смог. Дыр в сюжете и отсутствия логики чудовищно много. Тут вам и резкие смены привязанностей персонажей, и глупость их поступков, и вновь концовка (прямо ахиллесова пята Нила Бломкампа), превращающая «Чаппи» в какой-то нелепый приквел «Суррогатов». При всем уважении к очень талантливому постановщику ему надо нанять бригаду редакторов с большим киностажем, чтобы они правили сценарии фильмов, по которым он собирается снимать.

Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи»

За исключением этого получилось крепкое доброе кино, которому по-прежнему очень далеко до большого дебютного «Района № 9», но все-таки хорошая серьезная фантастика столь редкий гость на наших экранах, что можно сильно радоваться даже проектам вроде «Чаппи». Великим, культовым, очень популярным этот фантастический фильм о взрослении никогда не станет, но сходить на него в кино можно. Главное — не анализировать. Анализ происходящего только повредит хорошим ощущениям от этой киноистории.

7
Зрелищность
7
Актерская игра
8
Сюжет
7
Итог
Хорошо
Итоговый вердикт:
Традиционный фильм от Нила Бломкампа, уже знакомый всеми своими приемами и антуражем. Хорошо бы новый фильм про «Чужого» не был в декорациях Йоханнесбурга, а то это будет совсем странно.
Смотреть?
Да
Смотреть в кино?
Да

Кирилл Илюхин


06.03.2015 18:00

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.

(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.