Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

Создатели фильма «Территория»: «Мы просто показываем кино людям»

Кадр из фильма «Территория»

Фильм «Территория» мог бы претендовать на звание легендарного еще в процессе съемок: режиссер Александр Мельник вытащил команду блестящих актеров (Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Евгений Цыганов, Егор Бероев, Ксения Кутепова и многие другие) в поисках «правды кадра» прямо на те же места, где жили герои книги Олега Куваева, по которой снят фильм. А это, на минуточку, Восточная Сибирь и Камчатка, дикая природа, экстремальные температуры (во время зимней экспедиции снимали при -45 °С).

Сам съемочный процесс занял полтора года, что тоже нехарактерно для отечественного кино, где максимально сокращен срок между съемками и выпуском фильма на экран. Наконец, почти три года ушло на постпродакшн, шлифование кадра, борьбу с продюсерами, требовавшими сократить хронометраж картины.

Да, итоговый хронометраж у фильма получился 2 часа 40 минут. Не каждый рискнет испытать себя, тем более что кино получилось не по-современному размеренным, небыстрым, вдумчивым.

Александр Мельник: «У меня отрицательное отношение к телевидению»

Режиссер Александр Мельник начинал свою карьеру вообще как выпускник гидрометеорологического института, так что с темой Севера знаком не понаслышке. В начале нулевых он ушел в продюсирование, выпустив среди прочего «Монгола», а после дебютировал как режиссер с жесткой антиутопией «Новая земля».

Режиссер рассказал журналисту Вебурга о том, как шла работа над фильмом и как принимают получившееся кино в российских городах.

— Первый вопрос сам собой напрашивается о хронометраже картины. Два часа сорок минут непросто высидеть современному зрителю. Продюсеры требовали сократить картину?

Давление продюсеров было, но практически весь отснятый материал вошел в итоговую версию.

— Мне показалось, что часть сюжетных линий все-таки повисла в воздухе. Может быть, есть телевизионная версия, где они будут раскрыты?

Нет, сериальной версии не планировалось, у меня отрицательное отношение к телевидению. Мы снимали большое кино.
Некая, скажем так, халатность по отношению к романтическим линиям в сюжете идет от прозы самого Куваева. Он пробрасывал какие-то эпизоды, предоставляя читателю возможность самому догадаться о том, что произошло. Мне эта незавершенность нравится, благодаря ей у фильма есть некое литературное послевкусие.

— Фильм достаточно долго не мог найти дорогу к зрителю, премьеры постоянно переносились, с чем это было связано?

Так складывались обстоятельства. Сначала выяснилось, что нам нужно было дополнительное время, чтобы доделать фильм. Потом прокатчик выбирал дату. Хотели поставить на 16 апреля, потом перенесли на февраль, но там прокатчики решили не конфликтовать с «Батальоном», и кино вернулось обратно на апрель.

Мы не брали денег у государства на начальной стадии, снимали на свои деньги, а потом подключали по ходу съемок различных партнеров, это тоже непростой и долгий процесс. Так нам помог Сергей Шойгу и Русское географическое общество, потом подключились большие компании. Оказалось, что многие знали книгу Олега Куваева, но не верили, что ее можно показать в кино.

— Вы думаете, современному зрителю будет интересно кино о людях прошлого века, ищущих золото в Заполярье?

Я не могу оценить прокатный потенциал фильма, я просто показываю кино людям.

Мы с 9 марта ездим по стране, Екатеринбург уже 20-й город, до вас были Мурманск, Поволжье, Дальний Восток, Сибирь, Заполярье. Везде на премьере присутствуют первые лица региона, города, геологи, которые потом могут рассуждать, что ручки у молотков были другой длины, нежели у нас в фильме. Но все воспринимают это кино, молодежь воспринимает это кино как большое Приключение. 

— Ваш дебютный фильм «Новая Земля» был сложнопостановочным, с экспедициями, с большими массовыми сценами. «Территория» тоже масштабное кино, для вас принципиален размах сюжета? Не хотели бы вы снять камерную историю?

Для меня принципиально, чтобы это была история с большой буквы. Я прочитал много сценариев в роли продюсера, в том числе и «Новую землю», и в тот момент даже не предполагал, что возьмусь за режиссуру. Но в ней меня что-то зацепило, я увидел там Историю. Такого потом я не встречал ни у этого автора, ни у других. Так что, если бы вдруг написали такую историю, хоть камерную, хоть на двух человек, но Историю, я бы взялся ее снимать.

А потом ведь нужно понимать, что все относительно. На определенном этапе работы над «Территорией» мы привлекли партнеров из Франции, эта команда работала над прекрасным документальным фильмом «Океаны». И вот я рассказываю им о своем замысле, как я хочу это снимать. Один из них говорит: «Ну, тут надо минимум миллионов сто евро. Иначе просто ничего не сделать». Так что с его точки зрения я сумасшедший минималист.

Когда приступал к съемкам, то казалось, что снимем все за один присест и малыми деньгами. А когда «влез» в материал, мне захотелось, чтобы фильм был интересен людям, имеющим самое отдаленное представление о Севере и вообще о Советском Союзе. Мы делали кино для людей, которые почти не имеют представления о той стране.

— Очень жаль, что «Новая земля» не очень удачно прошла в кинопрокате. Как сложилась ее дальнейшая судьба?

«Новая земля» объехала все возможные фестивали: в США, Прибалтике, Франции, Австралии, многие страны купили фильм для показа. Интересно, что в свое время Минкульт отказался поддержать картину, а потом мне стали приходить запросы включить фильм в «Недели русского кино», которые организуются при поддержке министерства. То есть фильм оказался востребованным, пусть сначала многие и восприняли его в штыки как чернуху, как криминальное кино, но в итоге стало понятно, что я говорил совсем о другом.

— Я понимаю, что все ваши мысли сейчас заняты прокатом «Территории». Но, может, уже есть какие-то наметки будущих фильмов?

Да, у меня уже есть проект в работе, но я расскажу о нем, когда выпущу в прокат «Территорию», через месяц, может быть.

Немного о первоисточнике: романе «Территория» и его авторе Олеге Куваеве

 
Олег Куваев родился в 1934 году, окончил Московский геологоразведочный институт, работал в Сибири, на Чукотке, руководил группой, проводившей геофизические исследования на острове Врангеля, на дрейфующих льдах Чукотского и Восточно-Сибирского моря.

Разочаровавшись в профессии, в конце 1960-х Куваев уходит из геофизики и геологии и становится профессиональным писателем.

«Территория», считающаяся одним из главных романов Олега Куваева, рассказывает об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Роман вышел в 1973 году и выдержал более 30 изданий, был издан на французском, немецком, испанском, арабском, английском, вьетнамском и польском языках.

Олег Куваев умер в 1975 году.

В 1978 году вышел фильм Александра Сурина с Донатасом Банионисом и Евгением Герасимовым в главных ролях.

Я видел этот фильм, но он получился камерным, это история небольшой группы людей, а мне всегда казалось, что в книге речь идет о том, что происходит с нами, со всей страной. 
 
Фото © Weburg.net
Александр Мельник, режиссер
 

Константин Балакирев: «Я влюблен во всех персонажей»

Основательно нашумев в конце «нулевых» вместе с прочим пестрым молодежным актерским составом фильма «Стиляги», Константин Балакирев, однако, не смог повторить поход за популярностью и главными ролями, как Антон Шагин или Максим Матвеев, на какой-то момент он и вовсе пропадал с радаров.

В «Территории» у него роль небольшая (хотя в мозаике сюжета сложно назвать какую-то роль главной, а другую — второстепенной), но характерная и показательная. 

— Мне показался удивительным ваш персонаж, Кефир, который, не задумываясь, сдает найденное золото…

Ну, он просто иначе поступить не мог, он такой человек, бескорыстно влюбленный в свое дело. Он и для меня стал открытием. После просмотра фильма я взял себе за правило жизни — стараться бескорыстно делать свое дело. Я вообще влюблен во всех персонажей этого кино, это такие красивые люди.

— Вам в роли зрителя хронометраж картины не показался длинным?

Ну, конечно, 2 часа 40 минут звучит страшновато, но когда-то же надо начинать выходить из этой развлекательной колеи. Я наблюдал за зрителями, пока ездил с фильмом по стране, картину ведь принимают. Конечно, первые 10–15 минут трудно: темпоритм у картины нарочно замедлен, но сделано это для того, чтобы зритель выдохнул это ощущение мегаполиса, его бешеный ритм и погрузился бы в другой мир.

— Не могу не спросить: как так получилось, что после «Стиляг» вы пропали с экрана?

Ну я не совсем пропал, были роли в сериалах. Но в определенный момент из-за кризиса мне пришлось даже подрабатывать осветителем. Недавно, кстати, снялся у Алексея Федорченко в «Ангелах революции», просто потрясающие ощущения после работы с ним. Он просто горит своей идеей и заставляет гореть всех вокруг него.

Кроме того, буквально на днях попал на съемочный день в «Тихий Дон» Сергея Урсуляка. И безумно счастлив с ним поработать, пусть даже и один день.

— У вас не было мысли дебютировать в режиссуре? Ваша жена, насколько я знаю, сценарист…

Я и получал кинообразование в первую очередь с прицелом на режиссуру. И, в принципе, сейчас поднаторел так, что могу снимать сериалы, понимаю законы монтажа, а, если найти хорошего оператора, можно вообще не волноваться. Но я хочу сделать что-то по гамбургскому счету, не хочу размениваться. И вот для такого большого кино я пока еще не дорос

 

Алексей Еньшин


07.04.2015 17:52

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.