Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
«Территория»: так больше не снимаютЕсли попытаться охарактеризовать «Территорию» одним словом, то в первую очередь на ум приходит «испытание». Главные герои испытывают себя экстремальными условиями, съемочная бригада, забравшись в таежные и камчатские дебри, испытывает себя, и зрителю тоже предстоит потренировать силу воли, высидев два с половиной часа на неспешной и густонаселенной картине. Другое дело, что у каждого испытания была своя цель: полувымышленные геологи искали золото для Родины, актеры и режиссер добивались аутентичности кадра и состояния, какой целью зрителю оправдать продолжительное пребывание перед экраном? Конечно, Ридли Скотт и Кристофер Нолан последними своими фильмами приучили нас и не к такой продолжительности. И, кстати, по количеству специфических терминов и общей неспешности вступления «Территория» в чем-то даже перекликается с «Интерстелларом», но мы же понимаем, что нолановское кино — это замануха по умолчанию, а вот состоятельность российского кино всякий раз надо доказывать заново. Главной причиной можно назвать то, что фильм выбивается из двух пресловутых клише, в которых обвиняют отечественное кино его хейтеры: это не «фестивальная чернуха на потребу западному критику» и это не «тупая туалетная комедия тупо на поржать». Нет, редакция Вебурга вообще не склонна видеть мир в клише, но два этих обвинения в адрес российских фильмоделов летят постоянно, зачастую заслуженно. В «Территорию» же ни эти, ни другие обвинения просто попасть не могут, кино идет другим путем, в чем-то заимствуя от лучших образцов советской производственной драмы, в чем-то от образчиков вестерна, а что-то придумывая самостоятельно. Так сегодня больше не снимают.
Да, режиссер ввел закадровый текст: Ксения Кутепова, играющая журналистку Сергушову, чуть отстраненно зачитывает и меткие, чуть ироничные характеристики, которыми Куваев наделил персонажей, и философские отступления, и пробрасывает мостики от одной сюжетной линии к другой. Понятно, что Константин Лавроненко вновь сыграет человека-скалу, как играл уже такого же персонажа в «Новой земле» того же режиссера Александра Мельника. Понятно, что Евгений Цыганов вновь (и с удовольствием) изображает циника и пижонствующего отшельника, в совершенстве освоившего как горные лыжи, так и умение выживать в одиночку на сибирских просторах. Кутепова сыграет ироничную столичную штучку, а Григорий Добрыгин просто органичен, как кошка, в любой обстановке, даже когда бежит голым по замерзшему озеру. Но, помимо них, есть целая россыпь работ, которые реанимируют в зрительских глазах плеяду отечественных актеров. Петр Федоров в двух эпизодах играет наконец-то не перекачанного придурка или мажора, а 40-летнего мужика, что гораздо ближе ему по возрасту, а еще и успевает выдать трагедию поломанного войной человека. И в этом плане я, например, спокоен за то, как он сыграет старшину Васкова.
И Дмитрий Шаракоис в роли «резкого» Феникса доказывает, что он хороший актер и в общем-то не зря ушел из одного сериала, хотя, конечно, участие в одном ужасном ремейке это не искупает. Егор Бероев не играется в привычного супермена и рубаху-парня, его персонаж смурной и, можно сказать, аутичный, погруженный вглубь своих размышлений. Кстати, его коллега по «Турецкому гамбиту» Ольга Красько абсолютно неузнаваема в образе Люды Голливуд. А таким характерным актерам, как Константин Балакирев или Андрей Назимов, застрявшие в повседневных мувиках и сериалах на ролях бандюков и подонков, представилась возможность сыграть работяг с простой душой, но непростыми характерами, одержимых работой, но не заработком. Другое дело, что каждому из них в мозаике сюжета предоставлено не много экранного времени, в лучшем случае с десяток минут наберется. Может, оттого и игра становится яркой, отточенной: нужно запомниться среди большого числа персонажей. Вполне возможно, что кино выиграло бы от сериального формата, скажем, серий на восемь, тогда каждому герою предоставилось больше экранного времени. Однако «Территория» единственный, наверное, отечественный фильм, у которого нет телеверсии, и, более того, в интервью Вебургу Александр Мельник уточнил, что крайне негативно относится к современному телевидению. Однако мозаика сюжета никак не хочет складываться в одну собранную картинку, распадаясь на яркие, но почти не связанные между собой эпизоды. Герой Лавроненко в качестве связующего элемента не всегда срабатывает, на определенный момент повествование его даже забывает, отвлекаясь на других, не менее колоритных участников.
При всех красотах и подробных персонажах фильму не хватает напряжения, пресловутого конфликта, который по законам драматургии гонит сюжет, мотивирует героя, интригует зрителя. Да, Чинков сопротивляется попыткам начальства перепрофилировать северную Территорию с добычи золота на добычу олова, но ведь это Советский Союз, работники приисков так или иначе не останутся на улице. Подчиненные слепо верят начальнику, невзирая на его не самые легальные методы, и практически не идут наперекор. Даже мало-мальский любовный треугольник между персонажами Кутеповой, Цыганова и Добрыгина остается незавершенной конструкцией. Понятно, что в битве самцов выиграть может только крутой горнолыжник, но и герой Добрыгина недолго расстраивается потере и находит утешение.
Единственный ясный конфликт есть у героев с природой, суровым климатом Восточной Сибири, с его летним снегом и адскими морозами на зиму, смертельно опасными горными реками и неприглядным бытом полевых лагерей. Однако оператор демонстрирует такие природные красоты, что хочется безропотно растворяться в этих бесконечных пейзажах. В итоге Мельник рисует почти утопическую картину — сообщество ответственных, понимающих, а главное — влюбленных в свое дело персонажей, расположенных к геологии (в данном случае) едва ли не на генетическом уровне, опирающихся не на результаты исследований, а на личную «чуйку», и, ведомые этой чуйкой, они готовы заходить дальше и погружаться глубже. В найденном золоте они видят не свою зарплату, а доказательство своего бытия, своих талантов, своего предназначения. Было такое или нет на реальных приисках реального Советского Союза, выяснять не очень хочется, тем более что Олег Куваев долгое время работал в геологических партиях и специфику знает не понаслышке. «Территория» оптимистична по своему посылу: несмотря на темпоритм фестивального кино, она не старается сгущать краски, как «Левиафан», например: каждая трагическая история в большом повествовании заканчивается хорошо. Ну, почти каждая. И финальный посыл положителен в лучших традициях советского кино, да, может, просто зрительского кино в целом. Впрочем, создатели не заигрываются в ностальгию и вполне понимают, в какой стране и в какую эпоху сейчас живут и, соответственно, какому зрителю адресуют свое послание. Не удивительно, что за кадром звучит сверхактуальная сегодня Муся Тотибадзе, а одним из центральных монологов стало рассуждение Гурина (Цыганов) о захвативших мир покупателях.
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.