Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
«Кармен»: когда опера с рейтингом 18+На сцене Екатеринбургского театра оперы и балета выходит спектакль «Кармен» с рейтингом 18+. Вебург узнал, чем заслужены подобные ограничения. Сразу заметим, что когда режиссер-постановщик спектакля Александр Титель услышал о подобной маркировке на афишах, он сильно удивился и заметил, что такое ограничение весьма завышено. «16+ было бы в самый раз», — добавил он, полушутя. Впрочем, иной раз не мешает и подстраховаться. Ведь 13-ая постановка знаменитой оперы на екатеринбургской сцене получилась неакадемической, раскрепощенной, как сама Кармен, непривычной для классической сцены, возможно даже в чем-то провоцирующей зрителя. Однако постановщик всячески открещивается от попыток вызвать в зрителе спорные чувства.
— В таком случае не могу не спросить о вашем отношении к скандалу со спектаклем новосибирского оперного «Тангейзер», который в итоге сняли под давлением религиозных активистов?
Надо опять отдать должное смелости и готовности к экспериментам екатеринбургской оперы. Как и в случае с «Лебединым озером», Кармен сегодня в массовом сознании — набор штампов и пошлостей с красными розами, кастаньетами и атласными испанскими юбками, а главное с перепетой на все лады и всеми голосами, в том числе и самыми противными, «У любви, как у пташки крылья». Поставить спектакль не для галочки, не для пытливых умом школьников, которые проведут полспектакля, уткнувшись в гаджеты, а так чтобы история любви под южным солнцем действительно трогала, волновала и обжигала — похоже, просто титанический труд. Да и на екатеринбургской сцене «Кармен», мягко говоря, примелькалась. За столетнюю историю театра опера показывалась в течение 86 лет, пусть и в разных трактовках и версиях. За это время Кармен, Хосе и Эскамильо появлялись перед зрителями ровно тысячу раз. Сказать что-то новое в таких условиях, невероятно сложно.
Кстати, тот же режиссер крайне удачно перенес действие пушкинского «Бориса Годунова» из эпохи Смуты в современность с офисным планктоном, славящим нового царя по спешно распечатанной бумажке, и гигантской нефтянной бочкой, внутри которой живет все население России, включая самого Годунова.Однако команда постановщиков справилась с этим процессом практически на «отлично». Для начала создатели осовременили историю, перенеся действие из XVI века в 50-годы века двадцатого. По мнению Тителя, это смутное, веселое, бедное и не очень законное время отлично рифмуется и с отечественными «лихими 90-ми», так что желающие могут получить дополнительные ассоциации.
Что касается истории Кармен, то она, конечно, более универсальна, чем драма о природе власти на Руси, так что могла происходить хоть в прошлом веке, хоть в позапрошлом, хоть в начале тысячелетия. Однако модный сегодня ретро-флер (доисторический броневик на сцене, гремящий трамвай, на подножку которого может вскочить любой желающий, грузовик — все буквально дышит жизнью, пусть и создано не в заводских цехах, а в бутафорских) вносит новые краски: это киноассоциации с итальянским неореализмом и французской «новой волной», где герои лишены четкого определения «хороший—плохой», нет навязчивого моралите, зато есть лихорадочный пульс дивной жизни. Ну и, конечно, предощущение сексуальной революции, которая вот-вот разразится в 60-х, и боевого феминизма (все барышни смолят папироски и в определенный момент сцену заволакивает дым сигарет, пусть и без ментола)…
Показательна и прекрасна сцена «женского бунта» в первом действии, когда толпа полуобнаженных работниц табачной фабрики в поисках правосудия оккупирует броневик. Одна из девиц залезает на башню боевой машины и оттуда размахивает халатом, словно Свобода у Делакруа, почти такая же полуголая. Да, кто-то может назвать спектакль сексистским: в одной из первых сцен женские персонажи фланируют по сцене в халатах, накинутых на легкие комбинации, не стесняются, если нужно, оголить тело, понимая, что мужчинам нужно от них только одно. Добавим, что и режиссер этого не скрывает. Красивое женское тело вместе с великолепным женским вокалом становится одним из главных образов.
Конечно же, оперный зритель приходит на спектакль не только ради эффектного антуража и оголенных ног, но в первую очередь — в поисках музыкальных впечатлений. И ценители не уйдут домой разочарованными. Оркестр под виртуозным управлением Михаэля Гюттлера буквально обрушивается с первых же нот на зрителя, заставляя слушателя едва ли не подпрыгнуть в кресле, и далее задает мощный темп всему действию, не отпуская и не давая отвлечься от происходящего на сцене. Надежда Бабинцева, солистка екатеринбургской оперы, исполняющая партию Карменситы и одинаково убедительна в разговорных сценах, и уж вне всякой конкуренции ее исполнительское мастерство. А конкурировать есть с кем: в других составах партию горячей испанки исполняют Ксения Дудникова, солистка Московского театра им. К.С. Станиславского, и Анастасия Лепешинская, солистка Челябинской оперы. Каждая из них, по словам постановщика, создала на сцене свою неповторимую, а главное живую испанку. Желающие могут сравнить исполнительниц на премьерных показах 7, 8, 9, 10 и 11 октября.
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.