Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

С коммунистическим бабахом! 10 советских фильмов-катастроф

Кадр из фильма «Тревожное воскресенье»

Мы тут в прошлом обзоре, где считали количество фильмов с разрушенной Москвой, как-то неудачно обмолвились: мол, в советском кино не приветствовали фильмы-катастрофы.

Но то, что их не приветствовали, вовсе не означает, что их не снимали. Конечно, практически никто из них не достиг такого размаха спецэффектов и каскадерской удали, как «Экипаж», но у каждого из них есть свои достоинства.

Главное, что каждый фильм был плодом режиссерского энтузиазма и предельного напряжения работы всяческих цехов бутафории и комбинированных съемок.

Экипаж

Понятно, все равно мы не можем не упомянуть эталон советских фильмов-катастроф. Двухсерийное кино сначала притворялось производственной мелодрамой, а потом без предупреждения начинало трясти землю и взрывать самолеты.

Если интересно, почитайте в сети, как режиссер Александр Митта описывает работу над эффектами вроде ползущего по земле огня или разверзающейся в мгновение ока почвы. Все сделано в реальности, без толики компьютерной графики, о которой тогда не приходилось даже мечтать.

И даже сегодня сцена посадки, когда у самолета отрывает хвост, выглядит не менее эффектно, чем приземление в новом «Экипаже».

Размах крыльев

Кадр из фильма «Размах крыльев»

Интересно, что фильмы на одну и ту же тему выходили, что называется, парами.
Буквально четыре года спустя после «Экипажа» режиссер Владимир Глаголев выпустил этакий клон с более скромным бюджетом и менее размашистыми спецэффектами. По сюжету у самолета, летящего в «Кольцово» (да-да!), загораются один за другим двигатели.

Но вместо того, чтобы красиво ронять самолет или гонять его над самыми домами, например, режиссер и сценаристы предпочли нагнетать панику среди пассажиров и в диспетчерской. Спасибо, что хотя бы в отличие от «Экипажа» использовали съемки реально летящего самолета, у которого даже показательно останавливали винты.

Внимание, цунами

Кадр из фильма «Внимание, цунами»

По факту вот он, первый отечественный фильм-катастрофа, мало того, что выпущенный в 1969 году, так еще и отснятый Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем, который потом бесповоротно переключился на квазиисторические мюзиклы. Впрочем с песенками тут тоже обстояло неплохо.

Фильм, на самом деле, довольно линеен и большая часть его хронометража посвящена эвакуации жителей из прибрежного городка, на который надвигается гигантская волна. Без жертв, впрочем, не обойдется, и это уже нехарактерно для советского кино. Ну, а буйство стихии вышло весьма натуралистично. Есть даже подозрение, что это документальные кадры, слишком уж хорошо для 1969 года.

Люди в океане

Кадр из фильма «Люди в океане»

И опять тематический дубль.

В целом кино можно воспринимать как вольный ремейк «Внимание, цунами»: тоже маленький городок, отряд пограничников, угроза цунами. Но свою вторую большую картину Павел Чухрай, наш оскаровский номинант (другие здесь), усложнил еще и шпионской интригой: все те же пограничники спасают китайских рыбаков, которые… оказываются самыми настоящими шпионами, и финальная схватка с ними разворачивается под рев надвигающегося на побережье моря.

34-й, скорый

Тему с катастрофами на транспорте перехватывает таким же дублем железная дорога.

История о пожаре в поезде, наверное, знакома многим, так что особо рассказывать о ней, может, и не стоит. Скажем только, что если исключить назидательный момент (брошенный окурок — причина пожара), то фильм смотрится на одном дыхании. Сценаристы умело накидывают катастрофу за катастрофой до самого финала.

Добавим, что кино основано на реальных событиях, произошедших в 1977 году.

Режиссер Андрей Малюков, к счастью или наоборот, переключился на фильмы военные, выпустив позднее «Я — русский солдат» и «Мы из будущего».

Поезд вне расписания

Железнодорожный дубль два. В отличие от кинособрата, завязка у него весьма сомнительна: у машиниста поезда случается инфаркт, и он, падая, приводит состав в движение. И надо же именно в этот поезд залезть главным героям!

Но дальше сюжет набирает ход вместе с неуправляемым поездом, будущие секс-символы советского кино Владимир Шевельков и Игорь Шавлак творят каскадерские чудеса, поезд красиво горит и сметает преграды на своем пути, прекрасная барышня требует спасения…

Выкуп

Кадр из фильма «Выкуп»

В поисках новых угроз для жизни киношники добрались и до снежных лавин. И да, у нас тут тоже дубль.

Вообще странно, что этот фильм как-то бесследно сгинул в анналах советского кино. Режиссер Александр Гордон (не этот) постарался собрать все «примочки» тогдашнего жанрового фильма: тут вам и злодеи-террористы, и заложники в горном отеле, и взрывающиеся вертолеты, и куча взорванных авто (иномарки!), и наши трансъевропейские дальнобои, которые оказываются в этом капиталистическом замесе.

Ну и финальный сход снежной лавины, от которой улепетывают наши герои, сделан с душой, размахом и фантазией.

Ну да, забугорная жизнь показана на нашем экране как быт марсиан, ну так сделайте поправку на советское кино, в «Отеле «У погибшего альпиниста», помнится, было еще веселее.

Белое проклятье

Год спустя опасные лавины переехали на советскую территорию. Действие разворачивается на горнолыжном курорте, где беспечные туристы игнорируют все предупреждения о снежных угрозах.

Но в отличие от «Выкупа», здесь сход лавины получился не таким эффектным. Видимо, из-за экономии бюджета (ну и для пущей драматичности) катастрофа случается в темноте, так что особо не разобрать, что куда летит и кого засыпает.

В качестве этакой марки жанра, здесь засветилась Александра Яковлева, начинавшая карьеру с «Экипажа».

Прорыв

Когда в 2012 году на экраны вышел первый российский фильм–катастрофа «Метро», знатоки не могли не обратить внимание, что за тридцать лет до того его оператор Сергей Астахов (а мы с ним тут поговорили) тоже работал над картиной об аварии в метро.

Фильм Дмитрия Светозарова рассказывал о реальной катастрофе, случившейся в ленинградской подземке в 1974 году, когда во время строительства проходчики наткнулись на так называемый плывун, и в тоннель хлынул песок вперемешку с водой. Кстати, в отличие от сюжета «Метро», катастрофа в «Прорыве» задела и «внешний мир»: просели здания, провалился в образовавшуюся дыру троллейбус. Очень жутко и депрессивно получилось.

К слову, Светозарову, видимо, так понравился трюк с проваливающимся сквозь землю автобусом, что он повторил его в первом советском слэшере «Псы».

Тревожное воскресенье

Пожаров в советском кино было, пожалуй, предостаточно, но в 1983 году Рудольф Фрунтов зажег так зажег.

Огненная стихия охватывала зарубежный танкер, в который для ремонта зашли наши механики. Рядом — склады с топливом, так что если они бабахнут, городу не поздоровится. Надо выводить корабль дальше от берега, но тут выясняется, что в трюме все еще остаются люди.

Словом, жарко, огненно, напряженно и с первым советским мэром-женщиной, сиречь руководителем горкома, стальной леди, которую сыграла Клара Лучко.


07.02.2017 15:15

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.