Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
«Форма воды»: этюд о ненависти и любви в сизых тонахЕсли «Форма воды» выглядит как любовная драма, то советуем нырнуть поглубже. В этой истории много ненависти и хватает жестокости. Однако давайте по порядку. В российский прокат вышел новый фильм Гильермо Дель Торо — один из наиболее вероятных участников скорой оскаровской гонки. Вебург посмотрел историю в день премьеры. Немая уборщица Элиза (Хокинс) живет в ветхой квартирке над кинотеатром. Каждый день по расписанию она варит яйца, чистит обувь, мастурбирует, подкармливает безработного соседа-художника (Дженкинс), упаковывает ланч и едет на ночную смену в исследовательский центр. Там ее уже ждет подруга Зельда (Спенсер), которой всегда есть что рассказать о своей жизни и увальне-муже, а Элиза — идеальный слушатель. Несмотря на двух близких людей, сожитель женщины — глубоко укоренившееся в ее жизни и пустившее корни одиночество. Неожиданно в центр приезжает одиозный военный Стриклэнд (Шеннон) с невероятным экземпляром, выловленным где-то в Южной Америке. Человек-амфибия (Джонс) выглядит как новое оружие американцев, поэтому его держат на привязи и не знают, что с ним делать. Забыли добавить: на дворе 60-е годы прошлого века, «холодная война», и каждому американцу за углом мерещится коммунист из Советов или агент КГБ, готовый в любую минуту украсть ценные данные, информацию и разработки. К сегодняшнему дню нельзя говорить о «Форме воды» без двух видов контекста. Первый — шум вокруг картины. С крайне удачной презентации картины на Венецианском кинофестивале, с которого проект увез сразу три награды, включая главную — «Золотого льва» — все покатилось снежным комом. Многочисленные награды Гильдий и Ассоциаций, включение «Формы» в топы и рейтинги лучших картин года по версии изданий, более 60 различных призов, рекордные семь номинаций и две победы на «Золотом глобусе»… Сегодня фэнтези-драма является одним из основных претендентов на участие в оскаровской гонке. Номинантов еще не объявили, но мы уверены, что минимум в пяти категориях она будет представлена. Об оскаровских прогнозах, однако, мы поговорим позднее. Шум вокруг фильма Дель Торо громкий и слышен повсюду, что, естественно, привлекает в кинотеатры даже тех, кто может не знать фамилии режиссера, никогда не слышал о ленте и не собирался на нее в кино ранее. Второй контекст — то, как Гильермо перепридумал историю с человеком-амфибией. Ведь не будем отрицать, что фабула не нова. У всех, родившихся в Советском Союзе, при фразе «человек-амфибия» перед глазами встает молодой Владимир Коренев и популярнейший советский фильм 1961 года. И аллюзии при просмотре «Формы воды» лезут изо всех щелей. Тут и ассоциация героини Хокинс с немой Русалочкой, и с «Красавицей и Чудовищем», и отсылки к немому кино, черно-белым мюзиклам и всеобщей наивности в историях того времени, к «Амели» с нестандартной героиней и сопровождающей ее жизнь нарочито наивной музыкой и к классическим хоррорам Голливуда, и к «Созданию из Черной лагуны», и ко множеству сказок, поэтому один из официальных жанров «Формы воды» именно такой — сказка, а список можно продолжать. Но здесь, не обращая внимание на название, форма истории, хоть и создана с придирчивостью перфекциониста, картинка, стиль, цветовая гамма, музыка, детали, костюмы, невероятный грим постоянного актера всех проектов Дель Торо Дага Джонса — все это уступает главному — желанию показать, как трансформируются персонажи, когда в них начинает расти любовь и крепчать ненависть. Так Стриклэнд, в начале похожий просто на начальника-самодура, становится настоящим монстром к финалу, а женщина без голоса и, кажется, совсем без сил обретает невероятную мощь противостоять всем препятствиям, бороться, рисковать, нарушать закон — и все ради сохранения своего робкого чувства. Интересно, что картину чаще всего хвалят за картинку и музыку, а также говорят об истории как об откровенно любовной. Однако здесь очень много ненависти: и в политической обстановке, и в отношении к сексуальным меньшинствам, к людям с другим цветом кожи, других национальностей (Дель Торо ни раз говорил о собственном опыте жизни даже известного мексиканца в Америке), к просто не таким, как все, и в каждом взгляде, каждом жесте героя Майка Шеннона, абсолютно инфернального и абсолютно дельторовского злодейского типажа звучит она — ненависть и жестокость. Поэтому «Форма» как бы сплавляет абсолютную любовь, выросшую, как цветок на асфальте, и невероятную ненависть. У любви нет идеальной формы и правил, как и у воды. И та, и та субстанция, если ты впустишь ее, примут любой вид и приживутся в любом сосуде. Пусть даже он выглядит как немая уборщица и чудовище. Сказки для взрослых — тот материал, с которым Гильермо Дель Торо не расстается: ни в редкие минуты громкой славы, ни в моменты полного отчаяния. Режиссер вдохновляется чудовищами и монстрами, и это редкий пример, когда мастер не прогибается под деньги продюсеров и голливудские тренды, а продолжает делать авторское кино, веря в свои истории и возможность сделать фантастику и хорроры интеллектуальными, с живым голосом и глубинными подтекстами. Его «Форма воды» местами неловка, некоторые эротические сцены могут оставлять на лице зрителей недоумение, режиссер несколько переборщил с желанием показать маскимум, но все же Дель Торо — великий мечтатель, великий гуманист и большой любитель поиграть со зрителем. Он подсовывает нам то ли хоррор, то ли сказку, то ли мелодраму — пойди поначалу разберись. А тут и шпионский триллер поспевает, и авторское кино, и фэнтези, и фантасмагория, а фабула-то при этом проста настолько, что поймет даже ребенок. Однако неизменно этот мастер показывает нам, что люди намного страшнее чудовищ и бояться надо не тех, кто страшно выглядит. Он защищает тех, кого унижают, низвергает современных богов (история про Самсона и Далилу из уст главного антагониста здесь произносится дважды не зря) и подводит зрителя к тому, чтобы он искренне влюблялся в монстров на экране и испытывал омерзение к некоторым представителям человечества.
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.