Сюжетные дыры: откуда они берутся

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес»

Кино — дело непростое, мы тут уже пару текстов посвятили тому, как оно сложно попадает в кинотеатры (этот, например). А уж для того, чтобы «просто» снять картину, надо потратить грандиозные усилия.

И вот в итоге зритель покупает билет, затаривается попкорном, начинает смотреть фильм и… мягко говоря, недоумевает от происходящего на экране. То герой вдруг знает о том, что ему знать вроде бы не положено. То вдруг всплывет побочный персонаж, о котором и речи не было до последней минуты. То другой не менее важный герой вдруг просто «растворяется» посреди картины, и никто про него не вспоминает, как будто он и не существовал.

Это все примеры сюжетных дыр, провалов в истории, которые на первый взгляд не особо и заметны, особенно, если сюжет действительно увлекает с первой секунды до последней. Но всегда ведь попадется условный Шелдон Купер, который непременно обнаружит неприятную оплошность.

Разберемся, как это получается.

На стадии сценария

Кадр из фильма «Адаптация»

В общем-то прекрасный и божественный скрипт, который выходит из-под пера сценариста, где все логично, все связано и вытекает одно из другого, — это ведь далеко не тот сценарий, который добирается до съемочной площадки. А уж от монтажного плана он может отличаться радикально.

Причин тому масса. Уже на стадии рассмотрения рукописи в кинокомпании редакторы могут потребовать исправлений в тех местах, которые «слишком авторские» и могут быть непоняты другими. Кому-то покажется недожатой кульминация, кто-то потребует сократить финал. Вот уже исчезают одни сцены и спешно вписываются другие, иногда в ущерб логике повествования.

Кадр из фильма «Артист»

Следом подключается режиссер, у которого свое видение истории, который хочет показать литературные экзерсисы сценариста «в картинках», с помощью киношных приемов. Там, где был объясняющий монолог, желательно яркое действие, ничего, что в этом монологе может прозвучать важная информация о будущих героях или локациях.

Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»

Далее — продюсер. Ну они-то всегда считаются основным злом и врагом всего творческого, хоть на самом деле могут быть влюблены в исходный материал не меньше сценариста. Но у них есть бюджет, «законтраченный» актер на главную роль, хоть он и старше чем персонаж в скрипте, и две топовые актрисы, под которых надо переписать изначально мужские персонажи. А главное, помните про хронометраж, не растекайтесь мыслию по древу! Вот эти двадцать страниц определенно будут лишние!

На площадке

Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»

Речь не только о капризах актера, назначенного на главную роль, который может переписать свой монолог или удариться в импровизацию, как, например, Уилл Смит на съемках «Людей в черном 3».

На появление той или иной сцены в фильме может даже повлиять локация, где она снимается. Ну нельзя тут снять диалог «восьмеркой», придумайте что-нибудь другое, давайте вообще без диалога. Сцена спешно перелицовывается. Или объединяется с другой. Или выкидывается.

Кадр из фильма «Агент Стрекоза»

Да и вообще, редкий фильм снимается в хронологическом порядке: обычно сегодня делаем сцену из начала, послезавтра работаем над развязкой, а о сцене на двадцатой странице можно и позабыть. Конечно, за такими вещами должен следить особый человек, скрипт-супервайзер, но зачастую в крупных фильмах одновременно работают в разных концах планеты не две и не три съемочные группы. Тут попробуй скоординируй.

Кадр из фильма «Призрачный гонщик»
У меня от вас голова взрывается!!!! А нет, уже взорвалась.

Так что нередко, когда фильм добирается до стадии монтажа, выясняется, что некоторые сцены просто не стыкуются между собой. И тут либо назначаются досъемки, либо сомнительные эпизоды летят в корзину, вместе с второстепенными персонажами, частной логикой сюжета или логикой вообще.

Все более и более распространенными становятся «коллективные» съемки. Особенно это касается крупных блокбастеров. Иногда уход с проекта случается вынужденным: Зак Снайдер ушел с «Лиги справедливости» из-за самоубийства дочери, продюсеры не преминули назначить пересъемки с Джоссом Уидоном, а заодно и поменяли часть истории (мы про официальную версию пересъемок). В итоге некоторые сюжетные линии были попросту заброшены.

Кадр из фильма «Лига справедливости»
Забудь ту пургу, что я нес в предыдущем фильме. У нас сейчас новый режиссер!

Иногда у режиссеров с продюсерами случается конфликт из-за разного видения ситуации: так фильм о Хане Соло забрали у Фила Лорда и Криса Миллера и передали Рону Ховарду с соответствующими пересъемками. Чем это обернется, увидим в мае. Впрочем «Дисней» как раз поднаторел в таких коллективных переделках: в «Изгое Один» была радикально переснята финальная треть картины, и не сказать, что это ей пошло во вред. Однако заложенные в начале истории намеки и предпосылки так и не реализовались. Продюсеры получили неплохие сборы, а зрители — очередные дыры в сюжете.

На монтаже

Кадр из фильма «Эдвард руки-ножницы»
Этот персонаж точно лишний, сейчас мы его чик-чик!

Хронометраж наше все. Хотя, конечно, благодаря трехчасовым картинам Питера Джексона, теперь длительность обычного блокбастера превышает два часа и полуторачасовые «эпики» сразу настораживают. Это значит, что авторы не добрали сюжета, больших сцен и вообще испытывали трудности на монтаже.

Но мы про сюжетные дыры.

Ради хронометража можно пожертвовать одной-другой незначительными сценами. Вас никогда не удивляло, почему спасающиеся из «Титаника» Джейк и Роуз вымокли полностью, хотя нигде не показано их «купание». Да просто Кэмерон выбросил на монтаже сцену, где герой ДиКаприо дрался с Лавджоем, приспешником Хокли (Билли Зейн), и тот его пару раз окунал в воду с головой. По той же причине и Лавджой в финале красуется с разбитым лицом. Впрочем, мы уверены, что вы не удивлялись: и без того было много событий вокруг.

Хронометраж режиссерской версии «Бэтмена против Супермена» составлял более трех часов, так что кино для кинотеатра буквально резали по живому. В том числе жертвой монтажных ножниц пала сцена, в которой Лекс Лютор с помощью корабля Зода связывался со Степпенвульфом. По крайней мере, было ясно, что в финале он не бредил, а готовил зрителей к новой серии.

Наконец, есть такая психологическая ловушка: режиссер настолько погружен в материал, что видит все связи в подтексте и иногда выбрасывает «объяснялки» просто потому, что они ему кажутся лишними и разжевывающими очевидное. А вот зритель оказывается не в теме и при первом просмотре не врубается в такой лаконичный сюжет.

Топ сюжетных дыр

Терминатор 2

Новые продолжения и без того перепахали наше представление о вселенной робота из будущего, однако два вопроса так и остались без ответа еще в оригинальном фильме.

Каким образом перемещался во времени жидкометаллический Т-1000, ведь пройти сквозь время может только живая плоть, либо железный скелет в оболочке из плоти. Кэмерон не снизошел до объяснений, но помнится, ни у кого во время первого (и десятого тоже) просмотра этих вопросов не возникало. 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

А вот загадка поинтереснее, думается, никто из создателей о ней даже не задумывался. В финале картины Терминатор-Шварц торжественно идет на дно в расплавленном металле, и никто не помнит, что его рука по-прежнему лежит где-то возле шестеренки, в которую ее зажевало. А может, поэтому Кэмерон и отменил однозначно счастливый финал со старой Сарой Коннор?

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

К слову, только после выхода специальной версии стало понятно, как же в финале Джон Коннор определил где настоящая Сара, а где робот. Оказалось, что после купания в жидком азоте Т-1000 слегка повредился и начал копировать текстуру всего, к чему прикасается, в том числе и к решетке на полу. По «зарешеченным» ногам его и раскусили. В кинотеатральной версии это никак не объяснялось.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Властелин колец

В финале «Возвращения короля» отважные хоббитцы протопали мимо Ортханка и как-то даже не удосужились спросить, а что, собственно, стало с его владельцем. Им-то хорошо, они участвовали в съемках и расширенной версии, которая переваливала за четыре часа. А обычным зрителям пришлось ждать около года, пока кино не вышло на носителях и не показало гибель Сарумана во всей неприглядности.

Крепкий орешек

Кадр из фильма «Крепкий орешек»

Удаленные сцены помогли объяснить, как же Джон МакКлейн вычислил, что Ханс Грубер террорист, ведь тот вроде ничем себя не выдал.

Оказалось, что в картине было несколько сцен, где акцентировалось внимание на том, что у террористов одинаковые часы марки Tag Heuer, и Грубер обладал такими же. Однако по ходу съемок Джон МакТирнан, режиссер картины, придумал более интересный финал со «скорой помощью». Проблема же заключалась в том, что на кадрах в начале картины и в сцене, где сверяются часы и таким образом акцентируют на них внимание, никакой «скорой» не было. Чтобы не было большой сюжетной дыры, пришлось делать другую, поменьше, и, если честно, не такую заметную, как возникшая из воздуха «скорая».

Темный рыцарь. Возрождение легенды

Ну а эта дыра возникла по воле вселенной. Предполагалось, что и в триквеле нолановской бэтменианы Темный рыцарь будет сражаться с Джокером, но планы перечеркнула внезапная смерть Хита Леджера. В итоге было принято решение вовсе отказаться от упоминания о Джокере в любом ключе, в том числе и о его дальнейшей судьбе.


Подпишись на наш канал в Telegram!


16.02 13:14

Комментарии свернуть

В настоящий момент комментариев нет

Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте для возможности комментирования и голосования.

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Ложкин А. Б.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э.Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620137, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 1К, пом. 75. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
или
Регистрация
Вход

Внимание! При заполнении формы регистрации допущена ошибка:

Внимание! При заполнении формы регистрации допущены ошибки:

Некорректный логин

Пользователь с указанным логином уже зарегистрирован

Такой логин запрещен согласно правилам форума, выберите другой

Некорректные данные в поле «E-mail» или такой e-mail уже зарегистрирован

Длина пароля должна быть не менее 6 символов

Поле «Пароль» заполнено неверно, допустимы только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Логин совпадает с паролем

Вы не прошли проверку. Докажите, что вы человек, и установите флажок в поле "Я не робот"

При регистрации произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы

  
Не менее 2-х символов. Логин должен состоять из латинских символов, цифр, одинарного дефиса или точки, начинаться с буквы и заканчиваться буквой или цифрой и содержать не более 30 символов.
показать пароль
Пароль нужен для авторизации на портале и в почтовой службе. Не менее 6-ти символов, допускаются только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Используется для восстановления пароля

Поздравляем, вы зарегистрировались на портале Weburg.


(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.