Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
«Довлатов»: кто-кто, ирония в пальто!Обладатель двух призов Берлинского кинофестиваля, приобретенный Netflix для показа в США и других англоязычных странах, «Довлатов» Алексея Германа-младшего вышел в российский прокат. Всего на четыре дня, неделю из жизни одного из самых популярных советских писателей сегодня можно увидеть в кинотеатрах страны только с 1 по 4 марта. Пока вы собираетесь в кино, Вебург расскажет, что вас там ждет. Ноябрь 1971-го, после хрущевской «Оттепели» наступили брежневские «заморозки». Газеты печатают стихи про нефть и во славу революции, писатели в очередях стоят под дверью редакторов литературных журналов и подрабатывают везде, где можно заработать. Один из них, Сергей Довлатов (Марич) — большой мужчина в разводе с прекрасной дочерью и не менее прекрасным чувством юмора, в советском пафосе видящий цирк и умеющий иронично, легко и кратко его описать. Стиль молодого журналиста мало кому нравится. Хронометраж фильма идет, и наш герой перемещается между редакциями, квартирниками, собственной комнаткой в коммуналке и сновидениями, в которых Леонид Ильич бессменно заявляет, что все у Довлатова будет хорошо. Будет, только пока Сергей об этом не знает. В 1971 году Германа-младшего еще не было (режиссер родился в 1976-м), так что «Довлатова» сложно назвать ностальгической лентой. Однако и на историческую реконструкцию это не похоже. И уж точно проект имеет мало общего с биографией или байопиком: учился, женился, публиковался… Герману-младшему было важно погрузить в ту эпоху, дать атмосферу, подарить ощущение того, что чувствовали люди (в первую очередь творческие) там и тогда — в «замерзающие» 70-е. Он не делает Довлатова главным героем, а произведения писателя в фильме под названием «Довлатов», вот странность, вообще не слышны. Звучит в основном лишь Бродский, да и то урывками. Истории не нужны герои, пафос, монументальность. И Довлатов, и Бродский здесь не на первом плане. Когда-нибудь их будут называть гениями, печатать за границей, выдавать Нобелевские (Бродскому), поколение за поколением будет читать и перечитывать их произведения. А там и тогда это были два человека, неуклюже пытающихся приткнуться в номенклатурном мире, бегающих в тонких пальто по зимнему Ленинграду, курящих, обсуждающих, читающих, живущих иллюзиями, не принятые никем. Несколько дней из жизни Сергея Довлатова невероятно подробно художественно оформлены. Достаточно первых минут для понимания того, что приз художнику картины на Берлинаре был выдан не просто так. И в эту канву очень правдоподобной реальности Герман-младший вплетает творческих людей с идеями, мыслями и желанием работать, натыкающихся на стену в лице идеологической системы страны. Насколько губительна цензура, никому не нужно объяснять. Хотя постойте, наверное, все же нужно, вспомнить хотя бы недавние скандалы с «Матильдой» и «Смертью Сталина». Бродский скоро эмигрирует в США, Довлатов уедет в Таллин, но пока и они, и мы, зрители картины, физически чувствуем эту тяжелую плиту безысходности. Когда ты делаешь все, что можешь и что любишь, но это не работает многие годы, даже самый талантливый человек признает себя неудачником и сменит деятельность (или сопьется). Светлана Ходченкова, играя здесь эпизодическую роль, говорит в «Довлатове» главную фразу: «Не каждый сможет быть никем, но оставаться собой». Несмотря на год, показанный в «Довлатове», легко провести параллель с настоящим: ни тогда, ни сейчас не нужно воспринимать все, что нам говорят «сверху», и тогда, и сейчас люди делятся на удобных и неудобных. И вот ты сидишь в зале, смотришь на идеальную картинку, видишь Довлатова и Бродского, которые еще не знают о своем будущем (а ты-то знаешь), и тонешь в море несбыточных надежд и доходящей до идиотизма русской национальной черты в веру в прекрасное завтра. И слышишь гул, Герман-младший дает столько разговоров на заднем плане, что чувствуешь себя частью большого шумного квартирника. И кажется, что вот-вот дым сигарет, которые без конца курят все персонажи, просочится через экран, и все мы окажемся в ноябре 1971-го, где зимний Ленинград почему-то напоминал весенний, режим был суров, миры рушились, творчество закапывалось, но вера в себя жила. И та знаменитая ирония, что делает произведения Довлатова сегодня неподражаемыми, когда-то была причиной его увольнения из газеты и многочисленных отказов напечатать произведение. Ирония судьбы! У необычного фильма — необычный прокат. Всего четыре дня зрителю дано на погружение в медитативное кино Германа-младшего о Довлатове, но скорее, все же об эпохе. Ленту можно упрекнуть в отсутствии динамики, затянутости — его герои только и делают, что курят, пьют, собираются на квартирах, говорят о литературе и эмиграции. Здесь нет сюжета в классическом его понимании, есть множество печальных, трагичных, светлых, юмористичных и безысходных разговоров, сводящихся к поиску своего места в мире. Большая часть персонажей умрут в безвестности, кое-кто прославится на весь мир. И если вы как зритель почувствуете, что попали в ту атмосферу, сможете прочувствовать то отчаяние, что переживали герои тех лет, значит у режиссера получилось задуманное. А если вы хотите узнать про жизнь Довлатова, как он писал книги, как жил в эмиграции, вам не сюда, вам в интернет и в его произведения. Почти три десятка стран купили «Довлатова» для кинотеатрального проката. И тот факт, что это сделал и такой мощный ресурс как Netflix, может быть сигналом российскому авторскому кино. Герман-старший при жизни не получил достойного признания. Когда-то в Каннах «Хрусталев, машину!» был чуть ли не освистан критиками, а через годы те же люди извинялись перед режиссером и говорили, что пропустили шедевр. Герман-младший в этом плане пока более удачлив. Другие времена!
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.