«Собибор»: сила сопротивления

Кадр из фильма Собибор

В российском прокате на этой неделе с «Мстителями 3» соседствует режиссерский дебют Константина Хабенского «Собибор». Прямо скажем, для отечественной ленты такое соседство довольно опасно, но рокировки Минкульта с датой выхода нового блокбастера от Marvel не прошли. «Собибору» остается надеяться на близкое 9 Мая, отсутствие других военных лент в прокате, разные, но интересные интервью Хабенского Познеру и Дудю (окучили разную ЦА, молодцы) и сарафанное радио. А также на рецензии критиков.

Кадр из фильма «Собибор»

В 1943 году в польский концентрационный лагерь Собибор приезжает эшелон с сотнями минских евреев. Как и в других «лагерях смерти», в Собиборе все подчинено порядку: личные вещи изымаются, заключенные делятся по профессиям, самых полезных отправляют на работы, остальных — в газовые камеры. Уцелевшие начинают работать день и ночь, пока не умрут от усталости или не окажутся случайно расстрелянными немецкими офицерами. Сбежать из Собибора невозможно. Это точно знают и руководитель лагеря Френцель (Ламберт), и бывший офицер Красной армии Александр Печерский (Хабенский).

Кадр из фильма «Собибор»

Фильм основан на реальных событиях, конкретнее — на факте единственного успешного восстания и побега из концентрационного лагеря в годы Великой Отечественной. За полтора года существования в Собиборе было уничтожено несколько сотен тысяч евреев. Печерский смог спасти около 300 человек, 53 из которых дожили до конца войны. Почему подвиг русского солдата и название лагеря не стали в нашей стране общеизвестными? Почему историю Собибора не изучают в школах? Почему Печерского при жизни так и не наградили? Это вопросы риторические, оставим их здесь и поговорим о самом фильме.

Кадр из фильма «Собибор»

Неизвестно, стиль это и предпочтения Хабенского (все же дебют, сравнивать пока не с чем), или же съемки картины в Европе и почти полный каст польских и немецких артистов, но «Собибор» больше похож на работы Анджея Вайды и Павла Павликовского, но никак не на российское кино. Возможно, в этом кто-то увидит минус, Вебург же находит здесь огромный плюс. Стилистически в картине нет ничего, от чего можно обреченно вздохнуть: ни «клюквы», ни глупых моментов, ни нарочитого патриотизма, ни моралите, ни искусственного пессимизма. Идет война, в фокусе концлагерь, в котором одна нация уничтожает другую самыми непотребными способами, смешно ждать, что картина будет легкой.

Кадр из фильма «Собибор»

Хабенский понимает, с каким хрупким материалом работает. Когда сюжет известен, а тема настолько больная и сложная, главное — не расплескать, не выжать все эмоции раньше времени, не слить напряжение в ненужном месте. И режиссер очень плавно вводит нас в повествование, показывает жизнь Собибора, не дает героям права голоса: смотрите, мол, оценивайте, вовлекайтесь. Он аккуратно готовит зрителя к двум самым напряженным моментам. Побег — один из них. Второй — поистине вакхический пир нацистов, эпизод большой силы и злости, где свет, звук, музыка, происходящее — все заставляет человека вжиматься в кресло от священного ужаса.

Кадр из фильма «Собибор»

Под красивой картинкой, роскошной музыкой Кузьмы Бодрова и европейской стилистикой лежит старая попытка показать силу духа человека, причем не только русского. Решить какие-то глубокие вопросы, сдвинуть достаточно болезненные пласты — за это Хабенский не берется, поэтому не до конца раскрыты характеры и показано сознание немецких офицеров. Демонизировать нацистов не очень сложно, копнуть глубже — вот где сложность, вот где интересная режиссерская задача, но и страх создать крайне противоречивое кино. За это легко берутся европейцы, и очень тяжело на это соглашаемся мы.

Кадр из фильма «Собибор»

Большей частью «Собибор» показывает не побег, а страдания заключенных, но без эмоционального давления со стороны создателей. Кошмарные моменты лезут один за другим, а ты сидишь, будто в ступоре в камере холодильника. Происходящее удивляет, пугает, вызывает злость, схватка человека и чудовища. Однако у Хабенского нет желания заставить зрителя плакать, он не жмет на больные места, не сбивается с ритма, а эпизод за эпизодом показывает нам измученных людей, никогда не державших в руках оружие, которым необходимо убить своих мучителей, чтобы спастись. И они еще не могут на это решиться — вот моменты, где зарыта человечность, сила духа, мораль и нравственность. Сопереживать здесь можно всей толпе в целом, Печерский не занимает все экранное время, Хабенский, кажется, специально передвигает фокус с себя, боясь возможной критики. И правильно делает. Его герой не супермен, не спаситель, не центральный персонаж. Он один из многих, отличающийся только наличием военного опыта.

Кадр из фильма «Собибор»

8
Зрелищность
7
Актерская игра
7
Сюжет
7
Итоговый вердикт
Настоящий европейский дебют!
Итоговый вердикт
Совершенно непонятно, как об этом можно было не снять раньше и почему имя Печерского узнают только сейчас. В этом большая удача Хабенского как режиссера — он поработал с исторически важным и при этом оригинальным материалом. Визуально и эмоционально сильная картина, которую можно обвинить в недостаточном раскрытии исторических фактов, но главное здесь — о Печерском наконец-то кто-то рассказал — раз, сделал это интересно — два. Очень сильный дебют!
Смотреть
Да
Смотреть в кино
По настроению

Дарья Лошакова


Подпишись на наш канал в Telegram!


04.05 17:04

Комментарии свернуть

Показывать: Новые Популярные
Avatar
   Личное дело Kinomanchik    7 Мая, 11:33
Фильм не зацепил. Вроде и актёры хорошие и сценарий не плох, но чего-то не хватает. Не могу понять в чём дело, но происходящее на экране не увлекает. Местами затянуто.
1
 

Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте для возможности комментирования и голосования.

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Ложкин А. Б.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э.Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620137, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 1К, пом. 75. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
или
Регистрация
Вход

Внимание! При заполнении формы регистрации допущена ошибка:

Внимание! При заполнении формы регистрации допущены ошибки:

Некорректный логин

Пользователь с указанным логином уже зарегистрирован

Такой логин запрещен согласно правилам форума, выберите другой

Некорректные данные в поле «E-mail» или такой e-mail уже зарегистрирован

Длина пароля должна быть не менее 6 символов

Поле «Пароль» заполнено неверно, допустимы только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Логин совпадает с паролем

Вы не прошли проверку. Докажите, что вы человек, и установите флажок в поле "Я не робот"

При регистрации произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы

  
Не менее 2-х символов. Логин должен состоять из латинских символов, цифр, одинарного дефиса или точки, начинаться с буквы и заканчиваться буквой или цифрой и содержать не более 30 символов.
показать пароль
Пароль нужен для авторизации на портале и в почтовой службе. Не менее 6-ти символов, допускаются только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Используется для восстановления пароля

Поздравляем, вы зарегистрировались на портале Weburg.


(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.