Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

Вся российская кинофантастика от худшего фильма к лучшему

Кадр из фильма «Дневной дозор»

В прокат выходит «Черновик», экранизация одного из популярных романов Сергея Лукьяненко. Фантастика до сих пор довольно редкий гость в отечественном кинематографе: тут и бюджеты нужны непомерные, и не попилить их незаметно для качества, и над графикой надо попотеть, и про сюжет не забыть за магией пикселя, и актеров не бросить наедине с хромакеем.

Впрочем и в советском кино с фантастикой было туго: от силы 10 названий за 70 лет — это не самый выдающийся результат, причем в этот топ входят и детские хиты вроде «Отроков во вселенной», и высоколобый «Сталкер».

Так что неудивительно, что в список новой российской фантастики пришлось скидывать все, что было под рукой. И разместить это в виде рейтинга, от худшего к лучшему. Ну насколько это возможно.

Азирис Нуна

И начнем с еще одной экранизации Сергея Лукьяненко, которую сам автор когда-то во всеуслышание проклял. Было за что: изрядно порезанный сюжет, раздражающе ералашные дети-актеры, графика от «ничего себе» до «спасите мои глаза». И в общем не было ничего удивительного в том, что постановщик этой истории Олег Компасов исчез из кинопроизводства после премьеры.

И даже не получил от нас медальку за достижение нулевой отметки кинопроизводства.

Запрещенная реальность

А вот Василий Головачев, напротив, представляя эту картину, довольно искренне ее нахваливал. И, наверное, по отдельности компоненты фильма особо не раздражают, тем более, что в кадре мелькают неплохие актеры, которые, кажется, в определенные моменты понимают, что именно они играют. Ну кроме Тины Канделаки, пожалуй. А проезд под взрывающейся машиной тут даже освоили немного раньше, чем в «Форсаже 4».

Но в единое целое это все упорно не желает складываться, сцены начинаются с полуслова и на полуслове же обрываются, а уж кто кому там черт, брат, сват и Конкере в ступе, разберет только сам Головачев.

Скалолазка и последний из седьмой колыбели

И еще одна экранизация, хотя, предполагаем, о первоисточнике вы даже не подозревали. Если Головачев явно вдохновляется боевиками и фантастикой 80-х, то Олег Синицын, похоже, переиграл в «Лару Крофт». На экран российская Лара выбралась через пять лет после фиаско «Колыбели жизни» и почти всухую проиграла даже этой провальной истории. Да и Алисии Викандер тоже, заранее, так сказать.

Почему же мы поставили это кинцо выше, чем ту же «Запрещенную реальность»? Его совершенно очевидно вывез на своей харизме Дмитрий Нагиев, на тот момент еще не примелькавшийся на экране и тащивший за собой абсурд «Осторожно, модерн!». Глядеть, как он имитирует английскую речь,  — одно большое извращенное удовольствие.

Индиго

Это, конечно, не ответочка «Людям Икс», совершенно напрасно кино так рекламировали. Будь ожидания не такие завышенные, публика, пожалуй, смогла бы адекватнее оценить крепкий, но проходной триллер. Все ждали пиршество пикселя, а им выдали полтора спецэффекта, расстройство, конечно!

Однако сегодня, когда страсти поостыли, кино выглядит пристойно для своего жанра, актеры почти не раздражают. Ну может, Гоша Куценко в попытке изобразить профессора Громова. Сюжет же закручен вполне достойно, угадать, кто главный злодей, вы сможете минут за пять, до того, как злодея назовут.

Защитники

Прошлогодняя отечественная кинокатастрофа оказалась не такой уж катастрофой на фоне «Последнего рыцаря», например. В определенные моменты даже казалось, что это именно Андреасян снимал пятый фильм о Трансформерах. Шутим.

Создатели «Защитников» действительно вложились в качество спецэффекта, прислушивались к сетевым критикам после «утечек» разных сцен, однако забыли о такой интересной вещи, как сюжет. В итоге куцей истории не хватило даже на полуторачасовой хронометраж типичной «бэшки», так что пришлось два раза ставить длинные титры, трижды пересказывать сюжет (ну как в «Последнем рыцаре») и все-таки включать недоделанную графику, вроде того позорного момента, где Арсус буксует на месте, как персонаж 8-битной игрушки.

Мафия: Игра на выживание

И снова с нами творчество Андреасянов. Антиутопию про игру на выживание мы все-таки приподняли выше, чем разухабистый почти-комикс. Тут вам и какой-никакой сюжет, и что-то вроде актерской игры, и недурные, хоть местами и аляповатые спецэффекты. Хотя последнее можно оправдать тем, что часть действия развивается где-то в виртуальной реальности.

Раздражает, пожалуй, банальность каждого второго сюжетного поворота да кривой дубляж, из-за которого кино напоминает наспех переведенный мокбастер Asylum.

Фантом

Инопланетяне как сгустки энергии и прилично порушенная Москва, по которой бегают ошалелые иностранцы, — у кино были все шансы стать событием хотя бы в отечественной киноиндустрии. Но благие намерения погубил бюджет: не хватило силенок показать полноценное вторжение, так что герои часть хронометража тупо отсиживаются в каком-то бункере. Можно было бы, конечно, за это время выстроить какие-то конфликты и отношения, но нет, это же фантастика про пришельцев.

Ну и дальше по списку: бессмысленные блуждания по центру Москвы, пьяный изобретатель, который никак не помог, Гоша Куценко в резиновых сапогах и подлодка в Москва-реке.

Параграф 78

И опять у нас Гоша Куценко в кадре. Фантастику «ближнего прицела» сгубил распил. Не будем предполагать, был ли распил бюджета, а вот разделение на две картины и удлинение хронометража за счет проходок и томных взглядов точно пошло во вред.

Уж брали бы пример с Квентина Тарантино, который самую эффектную боевку взял, да и вставил в первый фильм «Убить Билла». А уж боевыми сценами «Параграф» и правда может вполне гордиться, особенно ган-катой Гудвина с Фестивалем. Но, чтобы это увидеть, нужно было дать шанс второй серии, которая вполне могла оказаться обманкой, как и первая.

Обитаемый остров

Большая приключенческая книга вполне органично разделилась на два фильма. Денег на съемки было выделено немерено. Крепкие актеры в кадре расставлены. Всяческих уникальных костюмов пошито с запасом. Килограммы взрывчатки взорваны. Загнутый вверх горизонт отрисован. Белая субмарина построена почти в натуральный рост (на самом деле нет). Что могло пойти не так?

Почему-то пошло не так все.

Вычислитель

Трюк на грани фола: как снять фантастику в Исландии, с Винни Джонсом и всего за два миллиона долларов. Да еще и по крепкому произведению одного из лучших авторов в России, Александра Громова, у которого приключения Эрвина-вычислителя разрослись уже до трилогии.

У Дмитрия Грачева получилось почти все, даже выжать из Анны Чиповской эмоцию. Но по привычке, выработанной съемками комедий и мелодрам, он и эту историю свел до банальной мелодрамы с хэппи-эндом. А фантастический антураж с межпланетными революциями остался сам по себе.

Черная молния

Главный упрек фильму был в его вторичности, мол, все украдено у «Человека-паука», а черную машину прихватили у Бэтмена. Но сами понимаете, все познается в сравнении. На фоне предыдущих фильмов кино выглядит образцом классического сюжетостроения с неплохо играющими актерами и даже смотрибельными спецэффектами. Ну да, кому-то не понравилось, как мало в картине пострадала Москва от ракет злодейского «Мерседеса». Ну да, странная история про таран сосулек. Ну да, слишком часто звучит приставка «нано».

Так по мелочам фильм опускается все ниже и ниже.

На игре

Большое приключенческое кино наверняка выиграло бы еще больше, если бы авторы что-то слышали о драматургии. Спасибо, в отличие от тех же «Защитников», экшена и драйва оказалось с избытком, хоть в разборке на складе, хоть во второй части, когда герои штурмуют злодейское логово, так что действие прет вперед и не буксует. Однако логика периодически персонажам отказывает, так что иногда мы получаем совершенно нелепые сцены. А иногда она отказывает и создателям, так что в итоге мы получаем финал, который ни разу не финал. К слову, в титрах есть отдельная графа «автор идеи финала». Серьезно?

Притяжение

Добротное кино про любопытных пришельцев, испорченное несколькими очень откровенными сюжетными ляпами. После таких промахов уже невозможно историю воспринимать всерьез, хотя создатели и пытаются поднять в развлекательном кино как раз несколько таких насущных вопросов, включая ура-патриотизм и ксенофобию. Может, в сиквеле как-то внимательнее будут относиться к потере табельного оружия, например.

К актерам никаких вопросов, тем более к Олегу Меньшикову, которому, кажется, просто в кайф сыграть сурового отца-генерала.

Ночной/Дневной дозор

У нас тут исключение, потому что до сих пор в обзоре фигурировала исключительно твердая научная фантастика. Ну или насколько возможно научная. Но раз уж обзор вдохновлен новым фильмом по Лукьяненко, то надо вспомнить и это фэнтези.

Дерзкое и драйвовое кино, особенно первая часть, вообще снятая на грани фола. Особенно там, где Жанна Фриске играет ведьму, притворяющуюся Жанной Фриске. Постановочная бедность (опять же у первой части) прикрыта лихим монтажом и сюжетными поворотами. Главное тут, смотреть версию для зарубежного проката, где уже смогли отстроить звук.

Сиквел построен по принципу всего того же и побольше, а сносимая в кадре Останкинская сегодня выглядит печальным пророчеством для снесенной уже екатеринбургской башни.

Хардкор

Мы знаем, чем Илья Найшуллер привлек продюсера Бекмамбетова: ровно той же смесью драйва, хулиганства и любовью к эффектным историям, что и у самого Тимура Нуруахитовича. Боевик от «первого лица» делался долго и сложно, поражает смелостью и наглостью, однако сюжетно не выходит за рамки обычного Б-муви. Снимите его с помощью обычной камеры, и вся уникальность пропадает.

Мишень

Не замеченная многими экранизация рассказа Владимира Сорокина, в которой засветился даже Олег Ягодин. В минус тут только затянутость, хотя Владимир Зельдович, режиссер картины, и не стремился к тому, чтобы фильм оказался зрительским хитом. Неспешное кино, которое очень неторопливо рассказывает о том, как тяжело быть здоровым, богатым и бессмертным.

Generation П

Литератор-конкурент Сорокина Виктор Пелевин тоже довольно долго ждал свою первую экранизацию. Понятно, что в фильм вошла половина (или даже меньше) всех философствований и наркотрипов главного героя, однако и получившийся результат радует стилем, напором и юмором. Владимир Епифанцев органичен в роли героя нашего времени, прошедшего путь от торгаша в ларьке до владельца мира и мужа Иштар.

Новая земля

Суровое мужское кино, в котором есть место и тюрьме, и каннибализму, и прочим неприятностям ближайшего будущего (которое, впрочем, для нас уже прошлое). Многих такой сюжет напугал, кто-то увидел спекуляцию на «бэшках» о тюрьмах будущего вроде «Крепости» или «Побег невозможен». Однако режиссер Александр Мельник выковал из этого материала могучую антиутопию с двойным дном и религиозной подоплекой. В помощь ему и не менее матерые актеры: Константин Лавроненко, Андрей Фесько, Павел Сборщиков, Александр Самойленко.

Вакантна жизнь шеф-повара

Несправедливо пропущенное в прокате кино, которое обделили рекламой, а следовательно и зрителями. Практически без единого спецэффекта режиссер Рустам Ильясов создал затягивающий триллер про обмен душами и телами. Отличный пример того, что фантастика — это, в первую очередь, интересная идея, которую нужно интересно воплотить, а спецэффекты и чудесатые костюмы работают только как приложение к необычному сюжету.

Петр Федоров лишний раз доказывает, что он отличный актер, а Виктор Вержбицкий весело троллит своего фирменного Завулона.

Мы из будущего

Смелый коктейль из военного кино, молодежной драмы и фэнтези — кажется, сами создатели не были уверены до конца в своем успехе. Однако Андрей Малюков, набивавший руку на «Ответном ударе» и «Спецназе», свел в одну упряжку жанры и дал старт волне фильмов про попаданцев, от сиквела до свежего «Рубежа». И пока что никто из последователей не смог добиться того же уникального сочетания компонентов, что у оригинала. Тут вам и вполне достоверные современники-копатели, и солдаты Красной армии, и подмигивание классике («После первой не закусываю»), и даже скретч на патефоне (хоть без песенок можно было бы и обойтись).

Гадкие лебеди

«Мы из будущего» многим, конечно, напомнили о «Попытке к бегству», где главный герой тоже усилием воли переносился из концлагеря в светлое будущее. Однако до этой книги Стругацких пока что дело не дошло, как и до многих, так и напрашивающихся на экранизацию.

В 2006 году непростой питерский режиссер Константин Лопушанский выпустил версию «Гадких лебедей». Медлительная и неторопливая история о том, как новое поколение до смерти пугает взрослых. И взрослые реально готовы уничтожить этих новых детей, способных левитировать и читать мысли. Несмотря на пару-тройку спецэффектов, кино это больше разговорное и вдумчивое. Но от этого оно хуже не становится. Главное, не ориентироваться на трейлер, который продает его как очередную ответку «людям Икс».

Трудно быть богом

Культовую повесть Стругацких Алексей Герман снимал утомительно долго, так что стал фигурантом нашего топа киношных долгостроев. И конечно, у него получился фильм Германа, а не ожидаемая поклонниками дословная иллюстрация похождений дона Руматы. Хотя, если честно, у классика артхауса вышло перенести сюжет ближе к оригиналу, нежели у немецкого боевикового режиссера 25 лет назад.

Первые на Луне

Это, конечно, наша прихоть, но виртуозное мокьюментари о первом секретном полете на Луну в конце 30-х пока что лучшее, что случалось с российской фантастикой. А главное то, что вся эта красота была снята у нас под носом, в Екатеринбурге и окрестностях, с минимальным для жанра бюджетом. Что лишний раз доказывает: главное в фантастике — это идея и фантазия, а остальное приложится.


Подпишись на наш канал в Telegram!


22.05.2018 18:40

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.