Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

13 самых нестандартных антиутопий

Кадр из фильма «451 по Фаренгейту»

В прокат выходит четвертая часть франшизы «Судная ночь», на сей раз посвященная самой первой, экспериментальной «ночи резни», созданной для того, чтобы рядовые американцы выплескивали свою агрессию безгранично и неудержимо, но только раз в году.

Предложенная в 2013 году Джеймсом ДиМонако формула антиутопии оказалась новой, свежей и дерзкой для своего жанра, так что мегадешевый дебютный фильм «Судная ночь» оказался кассовым фаворитом и зачинателем большой серии, которая еще и перемещается на малые экраны (тут мы видели съемки сериала). В чем причина? Да ведь большинство фильмов о мрачном будущем строятся по одним и тем же знакомым клише, а тут никаких тебе Больших братьев, сумасшедших тиранов, ядерных войн, чокнутых киборгов и глобального затопления — зло несут все те же рядовые жители, и другие рядовые же жители выбирают, участвовать в этом зле или препятствовать ему.

Словом, Вебург вдохновился примером «Судной ночи» и предлагает вам еще с десяток неформатных, нестандартных и очень увлекательных антиутопий, чтобы без ядерных войн, глобальных катастроф, тирании, тотального контроля и непременных подростков, которые всех спасают и устанавливают демократию во всем мире.

Валл-И

И начнем с безмерной уважухи пиксаровским гениям, которые непросто закатали антиутопию в обертку мимимишного мультфильма, но и лишний раз подняли суперактуальную проблему с глобальным загрязнением планеты. Достаточно лишь посмотреть новости о мусорном прибое в Доминикане, например, или репортажи с подмосковных мусорных полигонов, чтобы понять, что грядущие небоскребы из отходов — буквально наступившая реальность.

А супернавороченный мегакорабль, который эвакуировал бы нас с загаженной планеты, нам пока недоступно построить. Так что пересмотрите «Валл-И» еще раз с этой точки зрения и ужаснитесь лику близкого грядущего.

Да, в мультфильме все кончается милым хэппи-ендом и зеленой Землей. Но вы же понимаете, что это просто дань формату, и на самом деле глобальной радостью совсем не пахнет.

12 обезьян

Мы обещали вам, что никаких глобальных эпидемий в кадре не будет, но в данном случае массовый человеческий мор — лишь внешний эффектный повод для завязки. Сосредоточие антиутопии мы можем осознать только в финале: это монструозное человеческое сообщество, разбросанное по разным временам, само производящее для себя смертельный вирус, распространяющее его, убивающее себя и одновременно пытающееся спасти себя же. 

Как известно, лучшие антиутопии заканчиваются победой системы, а не бунтующего против нее человека. А что может быть сильнее самого времени?

Дитя человеческое

Ну казалось бы, что такого, нет в мире спиногрызов и ладно, живи как хочешь, хоть халву ешь, хоть на Багамы катайся. Однако рай для чайлдфри оказывается тем еще адом для обычного человека. И дело даже не в том, что всем разом захотелось менять подгузники и покупать кроватки в «Икее». Дети — это воплощенное будущее, а тут никакого будущего не предполагается. И уже неважно, кто там у власти, когда в голове такая пустота. И даже халву никто не хочет производить, где уж там на Багамы.

Гаттака

Прекрасный образчик антиутопии, которая сливается с утопическим представлением о будущем. Мир совершенства, генетически исправленный и выверенный до миллиметра, и чтобы одолеть такой, нет смысла устраивать ган-кату или махать огненным мечом, надо быть таким же выверенным, упорядоченным и правильным.

Но в чем смысл победы над системой, если твоей целью было стать идеальным винтиком этой системы? Когда становится виден скрытый смысл этой истории (герой бунтует не для того, чтобы уничтожить несправедливый мир живых идеальных тел, а для того, чтобы стать его частью) просто мурашками покрываешься от величайшего уважения к мозгу Эндрю Николла. Жаль, что в других своих антиутопиях режиссер и сценарист даже на километр не приблизился к таким эффектным парадоксам.

Сексмиссия

Кадр из фильма «Сексмиссия»

Ладно, хватит пафоса, давайте расслабимся и посмеемся. Да, опять же зачин этой комедии отсылает нас к ядерной войне, но после нее никто не колесит по выжженной пустыне на коптящих драндулетах, и стада роботов тоже не гоняются за выжившими людьми.

Общество отныне состоит из женщин, самых разных, но одинаково не терпящих мужчин. В социалистической Польше, конечно, вряд ли можно было поднять тему с лесбийскими отношениями, но и для тех времен история была невероятно смелой, особенно мысль, что женщины бросят дурковать и размножаться партеногенезом, как только испробуют нормальный секс с мужчиной.

Мэйк лав, короче. Самый приятный способ победить систему!

Темный город

Антиутопия, которая начинается вовсе не как антиутопия — это определенно «лайк» фильму. Режиссер Алекс Пройас довольно долго мотает нас по жанрам от нуара до фантастики, прежде чем в финале эффектно открыть карты.

Интересно, что изначально финал картины должен был быть более мрачным, но на Пройаса надавили, и мы получили некий луч в конце тоннеля. Но мы же понимаем, что идеальную антиутопию не разрушить, и тут как раз тот случай.

Авалон

Только посмотрев (или пересмотрев) «Авалон», вы можете осознать, насколько пуст, прост, наивен и безыдеен был свежий хит от Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Да, спецэффекты богаче, сюжет динамичнее, но от антиутопического трейлер-парка веет глянцем, а не человеческой убогостью и нищетой. Мамору Осии же достаточно было снять одинокий особняк в паутине проводов и не менее одинокий трамвай, чтобы передать всю безнадегу мира игроманов. Суперпродвинутой игре «Авалон» уже не нужны модераторы или боги-создатели, он сам по себе, главный повелитель этого сообщества.

Королевская битва

Опять же стоит сравнить эту психопатическую картину, полную боли и ужаса, с ее глянцевым коммерческим аналогом под названием «Голодные игры», чтобы понять разницу между настоящим творчеством, продвигающим авторский взгляд на мир, и подделкой, старающейся угодить всем, от семейной аудитории до романтических девочек и желающих бунта мальчиков-хипстеров.

Здесь же ошалевшие подростки и не думают подниматься против системы, которая высаживает их на остров и требует убивать друг друга. Они и есть часть общества, так что многие с наслаждением влючаются в эту кровавую гонку.

Деликатесы

Когда Жан-Пьер Жене еще не встретил Одри Тату и был жестоким приколистом и панком, он выпускал такие вот жуткие и смешные истории, чем-то кстати перекликающиеся с «Судной ночью». Злодеи тут ведь тоже не маньяки или зловещие солдаты в мундирах, это ваши милые соседи, которым просто хочется кушать. Как и вам. А на планете глобальный продовольственный кризис.

Ну, кто у нас тут самый вкусненький?

Не отпускай меня

Кажется, это у нас такой тренд: сравнивать, как развили одну и ту же идею в кипучем блокбастере и однозначно авторском фильме. И пока Майкл Бэй гоняет Скарлетт Йоханссон и Юэна МакГрегора по футуристическому лабиринту не пойми зачем и куда, герои этой британской фантастики вдруг обнаруживают, что их из сопливой мелодрамы без предупреждения переселяют в гущу антиутопии про клонов-доноров. Жутко? Страшно? А что делать? 

Сквозь снег

В чем состоит главный штамп проходной антиутопии: главный герой видит несправедливо устроенное общество и поднимает массы. И побеждает. Ну или побеждает в одиночной схватке с главным злодеем. И рушит все вокруг, а как и где потом жить «освобожденному» народу, нам как-то не удосужились показать.

Вот и в этой картине главный герой ведет восстание против несправедливых властей. Но сам сеттинг, в котором это происходит, искупает многое: это гигантский поезд, который несется по замерзшей напрочь Земле и хранит в себе последние остатки человечества. Так что на кое-какие банальности и штампы мы просто закроем глаза.

Идиократия

Подзабытая, но очень некорректная и мрачная сатира о тотально поглупевшем обществе будущего, куда прибывает вояка из прошлого. У капрала, конечно, тоже полторы извилины на все пространство мозга, но у его потомков и этого не наблюдается.

Многие зрители оскорбились на режиссера Майка Джаджа за такие поклепы, но создателю «Бивиса и Батхеда» были виднее все мыслительные способности тогдашней молодежи (точно, чувак, хе-хе, хе-хе). 

Впрочем сегодня на волне новой любви к ботанам (этой), интеллектуалам и занудам, Джадж как-то поменял свою веру в будущее и снимает «Кремниевую долину».

451 по Фаренгейту

Впрочем, если сравнить, как сняли культовый роман Рэя Бредберри в 1966 году и что с ним сотворили в 2018-м для канала НВО, то поневоле задумаешься об интеллектуальной деградации. У Франсуа Трюффо за зло не отвечал некий политический гений, люди сами широко открывали глаза экранам телевизора, несущим всякую психоделическую ересь, и выбрасывали книги в топку. 

В новой же версии — куча первостатейных и банальных антагонистов, начиная с Майкла Шеннона, к которому, кажется, уже прилипла вечная маньяческая ухмылка. Что тут париться, сжечь всех злодеев, и люди сами к книжкам потянутся.


Подпишись на наш канал в Telegram!


30.07.2018 16:00

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.