-
Вебург
-
Новости
-
Кино
-
Все фильмы Найта Шьямалана от худшего к лучшему
Все фильмы Найта Шьямалана от худшего к лучшему
В прокат выходит «Стекло», новая попытка Найта Шьямалана отработать свой старый трюк: сделать кино, которое поражает Большим Сюжетным Поворотом. Ну как в «Шестом чувстве». Сколько лет прошло, но если спросить о фильме Найта Шьямалана, все сразу вспомнят эту мистическую драму с маленьким Хейли Джоэлом Осментом. В случае со «Стеклом» Поворот случился даже до начала съемок, когда было объявлено, что кино сведет воедино сюжеты «Неуязвимого» и «Сплита». Да, Шьямалан большой оригинал.
Но предоставим критикам Вебурга решать, достоен ли фильм встать в один ряд с «Шестым чувством», ну или хотя бы с «Неуязвимым», а мы же сегодня выпустим рейтинг фильмов хитрого индийца от худшего к лучшему.
Согласны с нашими оценками?
|
Как сложно определить лучший фильм, так не менее тяжело найти «настоящее дно», которое уже никак не пробить. Кажется, именно таким стал «семейный» фильм папы-сына Смитов про далекое и безрадостное будущее. По большому счету, это сольное кино Джейдена Смита, который бежит по лесу и преодолевает страх, а папа им командует по рации.
Ничего не имеем против сольных картин, но для того, чтобы держать на себе все кино, нужен актер раз в сто сильнее, нежели младший Смит.
А что мы все о Смитах. Шьямалан тоже внес свою лепту в тоскливое зрелище, поучаствовав в написании сценария, а также весьма очевидно потырив у самого себя из «Повелителя стихий» часть компьютерных моделей, например, для создания полета.
|
|
Обычно, если фанаты чего-нибудь негодуют и сыпят проклятиями за нарушения канона, то обычный зритель вполне спокойно смотрит кино, пожевывая попкорн и делая ему кассу. Однако у Шьямалана получилось выбесить и фанатов мультсериала «Аватар» (что в принципе несложно), и сторонников расового равноправия, разозленных «отбеливанием» главных героев, и простого зрителя, который отчаянно зевал на экшен-сценах, выполненных в утомительном слоу-мо.
Хотя в отличие от Смит-фильма тут можно было наблюдать, как Дев Патель пытается на себе вывезти большую часть картины, или следить за летающим бизоном повышенной пушистости.
|
|
Концепт — наше все. Шьямалан весьма сильно заморочился, придумывая странный мир с Гром-птицами, русалками-нарфами, травяными волками (или как их там), сказочными ролями, которые распределяются между жителями одного дома… А дальше было бы здорово еще немного посидеть над сценарием, выправить картонные диалоги, подумать над завязкой и развязкой, в конце концов, не совать людям так наивно и нарочито сказку. Это ведь дело тонкое: все феи, гномы и прочие волшебники обитают на периферии нашего зрения.
|
|
«Гребаные деревья убивают людей», — возмущался после съемок в картине Марк Уолберг. Ну да что он там понимал в ботанике, даже ведь школу не окончил. А вот идея «тихого апокалипсиса», который устроили растения, оказалась весьма будоражащей, параноидальной, а главное, необычной. Вполне достойно нашего топа нестандартных концов света (тут). Вот бы еще вместо Уолберга, который даже не старается прикидываться учителем биологии, поставить в кадр человека, который имеет представление о пестиках и тычинках.
|
|
Дебютный фильм Шьямалана, и, как всякий дебютный фильм, он страдает от всех присущих болезней: пафос, монологи, неспешное, а то и вовсе отсутствующее действо, и сам режиссер, собственной персоной в главной роли. Очень непохоже на Шьямалана, которого мы сегодня знаем.
|
|
Мы уже поняли, что Шьямалан любит стырить что-нибудь у себя, переложить какую-нибудь придумку из фильма в фильм. Угадайте, куда попал вот этот нестандартный мальчик, который общается с духом покойного дедушки, принимает все религии мира и даже беседует с Богом? Угадали с первого раза! Но в отличие от мрачнухи «Шестого чувства», «Пробуждение» — это все-таки светлое и грустное драмеди о взрослении, частью которого является принятие мысли о смерти.
|
|
Эффектно снятый триллер об инопланетном вторжении и Божьем промысле, где саспенс забивает всю атмосферу до отказа, где страдают Гибсон и Феникс, где шуршащая кукуруза вызывает ужас больший, чем появление пришельца. В общем, все это эффектное и мудрое кино рушится, как карточный домик от одного только вполне резонного вопроса: за каким фигом гидрофобные пришельцы высадились на планету, у которой почти 80% поверхности покрыто водой. А если водный пар действует на агрессоров так же губительно, то можно представить, что с ними случилось во влажном климате, например, Бразилии, где их впервые заметили.
|
|
Когда после двойного падения («Повелитель стихий» и «После нашей эры») Шьямалану нечего было терять, он пошел в гости к Джейсону Блуму, и на пару они запилили ладный и смешной мокьюментари-хоррор о том, что твои родственники на самом деле не те, кем кажутся. В какой-то момент кажется, что Шьямалан беспощадно обстебывает сам себя, все свои приемы, включая легендарный Большой Сюжетный Поворот. Однако при этом не забывает нагнать жути, страху и финального ужаса.
|
|
Как и в случае со «Знаками», главным действующим лицом в «Деревне» (оригинальное название картины) стала искусно нагнетаемая Жуть. Недомолвки, переглядки, нелепые запреты, которые могут стоить всей жизни, наконец, монстры, которые все никак не хотят показываться в кадре целиком, шурша красными плащами и покачивая дикообразьими иглами. Большой Сюжетный Поворот тут, конечно, впечатляет и заставляет задуматься о жестокости мира. Правда, почему-то пресловутая Жестокость не распространилась на слепую девушка, которая по-быренькому сгоняла в этот мир за лекарствами.
|
|
Шьямалан умеет опережать свое время и снимать, например, реалистические комиксы задолго до того, как это станет мэйнстримом. А еще задолго до того, как это вообще будет кому-то интересно. Тогда от комиксов ждали ярких одежек, плащей и невероятных спецэффектов, что красиво продемонстрировал первый «Человек-паук».
А прокатная судьба истории про то, как обычный человек открывает в себе обычные сверхспособности, бесславно ушла на прокатное дно. И только с годами, с приходом «Темного рыцаря» и «Хранителей» все наконец-то оценили по достоинству суровое и минималистическое кино.
|
|
Интересно, предполагал ли Шьямалан состыковать «Сплит» и «Неуязвимого» с самого начала, или эта идея пришла ему в голову на модной волне киновселенных, как Джей Джей Абрамсу, например, который к дешевым фантастическим триллерам дерзко приклеивал ярлычок «Кловерфилда», повышая кино в цене? Кто теперь выяснит. Но и без финального Большого Сюжетного Поворота банальный триллер о похищении, маньяке и Последней Девушке заиграл новыми красками благодаря эффектному перформансу Джеймса МакЭвоя, который ухитрился без грима, масок и компьютерных эффектов изобразить 25 различных личностей, включая Зверя.
|
|
Вершина шьямалановской фильмографии, до которой сам Шьямалан безуспешно пытается дотянуться который год. Тут все сошлось: и вполне еще эффектный Уиллис, не потрепанный проходным трэшем, и дрожащий, как осиновый лист, почти прозрачный Хейли Джоел Осмент, и реально жуткие призраки, и, конечно, Большой Поворот, который не просто удивлял зрителя, а заставлял бежать в кино и снова пересматривать фильм, время от времени ударяя себя ладошкой по лбу, мол, как я этого не заметил в первый раз.
|
15.01.2019 15:08
|
|