Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

«Тарас Бульба»: Только шашка казаку…

Кадр из х/ф «Тарас Бульба»

В этом году наша страна отмечает 200-летие со дня рождения Н. В. Гоголя. Подарком отечественному зрителю на этот знаменательный день стал фильм по мотивам одной из самых известных повестей великого писателя — «Тарас Бульба», повествующей о судьбе казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей, Остапа и Андрия.

Трейлер

За экранизацию, работа над которой началась в 2007-ом, взялся известный режиссер Владимир Владимирович Бортко, самым «громким» проектом которого до сих пор считается экранизация булгаковского «Собачьего сердца». Кроме этого, Владимир Владимирович перенес на большой экран «Идиота» Достоевского и «Мастера и Маргариту» того же Булгакова.

Впрочем, если «Идиота» у нас хвалили всей страной, то о «Мастере…» мнения, мягко говоря, разошлись. Нарисованный кот Бегемот быстро стал одним из символов неудачного использования компьютерной графики, а Сергей Безруков в роли Иешуа… это, простите мой французский, уже такой боян! В общем, перед премьерой лично я ждал или чего-то восхитительного, или чего-то ужасного. Однако за время 2-х часового сеанса стрелка моего личного отпадометра изредка перемещалась с отметки «интересно» на «скучно» и обратно. Видимо, не так все просто с экранизациями классики, даже для талантов уровня Бортко. Разберем все по косточкам.

Сценарий, написанный самим Владимиром Бортко, практически сопоставим с текстом повести. Основные диалоги перенесены без правки, все цитаты, заучиваемые в школе, присутствуют, как на духу. Периодически мы слышим за кадром голос Сергея Безрукова, читающего отрывки гоголевского текста, касающегося происходящего на экране. К сожалению, отрывки эти разбросаны по фильму очень редко и в цельную «историю» не складываются.

Подбор актеров также рябит «попаданиями» и не очень. Вне всякой конкуренции — Богдан Сильвестрович Ступка, украинский актер, который, несмотря на свои 67, дает прикурить всем остальным актерам, и дело тут не в главной роли. Ступка играет Бульбу, как будто бы сам был им в прошлой жизни, играет проникновенно, и все без исключения эпизоды с ним выглядят максимально достоверно. Владимир Вдовиченков, играющий старшего сына, Остапа, тоже оставил о себе хорошее впечатление. Этакий получился Вильям Воллес, Мел Гибсон бы оценил, посмотри он фильм. Игорь Петренко в роли предателя-Андрия смотрится как-то вяло. Если учесть, что в последнее время он играл только героических советских разведчиков и других Человеков, не очень удивляет его «картонность» в роли эгоиста и бабника Андрия. Зашорили хорошего актера, вот и не вписался в неожиданную роль. Про «панночку» Магду Мельцаж стоит упомянуть лишь в контексте ее неординарной внешности, роли там кот наплакал, смешно даже.

Кроме главного персонажа, фильм также сверкает несколькими «второстепенными» ролями. Здесь и чубатый Михаил Боярский, который дерется с пылом 18-летнего Д’артаньяна. И потрясающий «настоящий жид» Сергей Дрейден. Отдельное спасибо хочется сказать режиссеру по кастингу за массовку. Складывается впечатление, что она была собрана из настоящих казаков, живших в 16-ом веке. Очень суровые мужики, с суровыми мужскими пузеньями, не какие-то там качки.

Музыкой к фильму занимался сам Игорь Корнелюк, чьей хит «Город, которого нет» стал темой первого — и самого лучшего — сезона «Ментов». Правда, для «Тараса Бульбы» композитор сочинил, очень качественные, но всего две темы. Для войны и для любви. И вот так они меняют друг друга, как полосы на «зебре». Скучно.

Если условно поделить зрительскую аудиторию на две половины, то в одной непременно окажутся те, кто очень нетерпимо относится к пафосу в кинематографе, причем в любых количествах. Но таких, я уверен, немного. Гораздо больше тех, кто воспринимает таковой пафос нормально, особенно, если не переборщить. Когда же режиссер не просто приправляет им свою работу, а сыплет щедрой горстью столько, что хватило бы на взрослого слона, то сей ингредиент начинает оказывать обратное действие, причем отталкивает он всех, кроме совсем уж отмороженных зрителей. Не стану гадать о причинах, заставивших Бортко поступить со своим новым фильмом именно таким образом, но факт остается фактом: «Тарас Бульба» сочится пафосом, причем наихудшей его разновидностью — пафосом патриотическим. Семья, Родина, Товарищество — это, конечно, важные вещи для каждого, но когда вторая половина фильма превращается в один сплошной фарс, когда, умирая, казаки произносят пафосные слова с горящими глазами — это уже больше похоже на Фурманова, чем на Гоголя. Лишь сцена казни Остапа оставляет место человеческому состраданию, сцена же сожжения самого Тараса Бульбы опять превращена режиссером в пропаганду высоких идеалов.

Вторым «гвоздем в крышку» стали батальные сцены фильма, при взгляде на которые мне честно захотелось увидеть в режиссерском кресле «Тараса Бульбы» Бондарчука-младшего, если вообще не Бекмамбетова. Кто помнит, чем всегда отличались советские батальные сцены? Правильно, в них статисты, оказавшиеся на краю экрана, всегда играли в крестики-нолики саблями, мол, на нас-то никто не смотрит. А все смотрели. Динамика боевых столкновений у Бортко заставит заснуть даже коалу, помножим это на шаблонную постановку поединков, механические, лишенные всякого «выражения» движения актеров (кроме Ступки!). По уровню съемок батальные сцены «Тараса Бульбы» далеко уступают тому же «Турецкому гамбиту». Про крайне малое количество статистов, задействованных в съемках сражений, даже и упоминать не хочется. Наблюдая их, трудно поверить, что в том конфликте участвовали сотни тысяч человек с каждой стороны.
Безусловно, можно оправдывать (и оправдать) Владимира Бортко, приводя в качестве доводов текущий финансовый кризис, отсутствие финансирования, трудность экранизации классики. Можно вообще сказать, что у Гоголя все именно так и было. Однако проще всего в данной ситуации принять мнение вашего покорного слуги за глубокий субъективизм и профанацию искусства. Если бы… Если бы…

Павел Леоданский


03.04.2009 17:03

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.

(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.