В 2002-м они выступали перед многотысячной аудиторией «Нашествия». Затем были два выпущенных всероссийских альбома и последовавший за этим четырехлетний перерыв в релизах. И вот, в прошлом году коллектив «Точка отрыва» — а речь идет именно о нем — наконец выпустил диск, содержащий 8 сильных и разноплановых песен. Корреспондент портала Weburg.net Никита Ломаев побеседовал с участником рэп-трио Сергеем Просвириным о работе с другими исполнителями, социальной тематике и любви к хоккею.
— В прошлом году вы выпустили макси-сингл «Промо альбома». Название, как я понимаю, намекает на то, что скоро следуют ждать и полноценный альбом. Материал макси-сингла на него войдет?
Сергей «Drakon» Просвирин: «Промо альбома» — релиз, которого ждали долго. Мы основательно подошли к материалу, очень много поработали над живой музыкой, в совместных композициях с нами поучаствовали интересные люди. Конечно, это планировалось как промо к готовящемуся альбому, которое мы собирались отправить в Москву, доделать остальной материал и уже официально выпустить третий альбом. Это не официальный всероссийский релиз, в отличие от первых двух альбомов, он сделан нашими силами: буквально 2000 экземпляров мы на заводе заказали. Он должен был быть промо, но заодно мы нашим соскучившимся слушателям его и подарили.
Сейчас мы уже задумались, стоит ли выпускать альбом, где будет 8 добрых песен, которые все уже слышали, не сделать ли все совершенно новое. Пока этот этап немножко завис — мы записываем новые песни, параллельно у меня и у Витяя пишутся сольные альбомы. Еще полностью упал рынок продаж компакт-дисков, поэтому с выпускающими лейблами практически не о чем разговаривать. Пластинка будет, но в каком виде — пока непонятно. Надеюсь, что за зиму мы все сделаем.
— Какие-то необычные, интересные гости на новом альбоме планируются?
Сергей: Необычные гости всегда планируются. (Смеется.) Вопрос в том, насколько это получается. У нас давно есть задумки поработать с такими хорошими людьми из нашего города, как Леша Маэстро, EK-Playaz. Мы с ними уже 8 лет сотрудничаем и ни одной песни до сих пор не записали — не складывалось, хотя все «за». Кто знает, может, соберемся один раз в студии, все это очень быстро придумается и сделается. Лучшие совместные вещи делаются быстро. С теми же Alai Oli, с Капой самарским, с Санчо все делалось с легкой руки и очень быстро. Мы делаем это не ради коммерции, не для имени — мы делаем это по-дружески.
— На первом альбоме у вас был совместный трек с «Сансарой». Вы потом даже выступали с ним на «Нашествии». После этого где-то написали, что «Точке отрыва» удалось объединить рок и рэп-аудиторию.
Сергей: Изначально группа «Точка отрыва» не совсем рэп. У нас был живой состав: DJ M.A.P. (Максим Приходько — прим. авт.) играл на барабанах, я играл попеременно на гитаре и бас-гитаре, пел какие-то песни. Была полноценная группа, которая репетировала. Особых достижений не было, но все вышло из этих гитар и барабанов. Не секрет, что мой брат Андрей играет в «Сансаре».
Становление «Сансары» — это период моего взросления. Все это рядом росло и потом каким-то образом откатилось в рэп. Музыканты нашей группы начали теряться, уходить, и Максим увлекся компьютерными фишками. Потом судьба свела нас с Витяем, и получился рэп. А с «Сансарой» мы очень близко общались.
В то время на «Нашествии» надо было удивлять, и возникла идея именно этой песней и удивить. Мы, опять же, сделали ее с легкой руки: у Саши (Лебедева — прим. авт.) был припев, мы написали куплеты и через три дня записали. Она практически не менялась после этого. На «Нашествии» все неплохо получилось, и на радио нас потом немножко поротировали. Может, мы и объединили аудитории. Сейчас уже много таких групп: «Бумбокс», например, Михей таким же был. Мы целей таких не ставим. Сами, скорее, какие-то рэпорокеры, нежели объединяем кого-то.
— Вы говорили, что музыку к «Промо альбома» писал Евгений Борисенко, лидер группы «Корпорация V».
Сергей: Женя поработал над «Промо альбома» конкретно, практически 4 песни сделал полностью. Музыкант он талантливый, человечище с большой буквы «ч». Это был эксперимент: работать не с диджейскими сэмплами, а под песню создавать музыку. Самой удачной получилась, наверное, «Время меняет», на которую был снят клип. Он попал во всероссийскую ротацию на Муз-ТВ.
— На том же Муз-ТВ в прошлом году шла «Битва за респект», куда Витяй Счастье пробовался…
Сергей: Пробовался, отправлял песню. По голосам он должен был попадать в финал, но почему-то ему дали лишь приз зрительских симпатий, а выбор пал на какого-то другого участника. Никакого движения от этого не произошло.
— А как у вас в целом отношение к этому шоу, к пропаганде здорового образа рэпа?
Сергей: Мы не против. В любом проявлении, если под это отдают эфирное время, значит все уже не зря. Пусть это будет хоть вечеринка у Децла, хоть Гуф со всеми наркотиками вместе взятыми, хоть EK-Playaz со своей коляской — без разницы. Если рэпу есть дорога, то слушатель сам выберет из многообразия. Главное, чтобы это заходило через любой канал. Сейчас есть такая возможность — именно за здоровый образ рэпа, а где-то есть андеграунд, который из этого здорового образа куда-то проскользнет хитрыми интернет-путями. Все не напрасно.
— В песнях с «Промо альбома» присутствует социальная тематика. Как вам кажется, в русском рэпе ее сейчас достаточно?
Сергей: Я думаю, что ничего еще не достаточно. Любовной тематики тоже не достаточно. Песен про любовь может быть не один миллиард штук, и, если они хорошие, каждая будет жить. А социальщина должна быть правильная, разбирающаяся, не просто слова. Чтобы зацепило, человек правда должен переживать, и, если он к чему-то зовет, то надо этим жить, а иначе смысла нет.
— На новом альбоме будет больше лирических тем или социальных?
Сергей: Я думаю, что все это перемешается, потому что мы сами по себе очень разные. Если Витя может и любит что-то социальное делать, то я больше лирик, а еще есть наш DJ M.A.P., который обязательно добавит хард-кора, и все это перемешается. Это «коктейль» из того, что у нас в головах.
— Между выходом вашего второго альбома и появлением макси-сингла был перерыв в 4 года. Чем было обусловлено такое молчание?
Сергей: Молчания не было, мы всегда продолжали что-то делать. Мы взрослели за эти годы… Менялись… У нас было две волны. Во-первых, на тот момент мы хотели сделать сольный альбом Вити, но его самокритичность до сих пор этого не позволяет. (Смеется.) Ну, и, во-вторых, мы взялись заниматься популяризацией хип-хоп культуры в городе. Когда начал существовать клуб Play@net, мы проводили еженедельные вечеринки, выпускали сборники, снимали DVD. Все было направлено на это и забирало время. Мы жили как группа, но не записывали пластинки.
— В какой сейчас стадии находятся ваши сольные альбомы?
Сергей: У Вити очень много материала, ему нужно просто перебороть себя, упаковать это все в одну пластинку и выпустить. Это можно сделать за месяц-два, а можно делать полгода-год — все будет зависеть от него. У меня альбом конкретно на стадии записи: все определено, и записано уже где-то 8–9 песен. Я надеюсь, что за январь-февраль допишу, и в каком-то виде он появится весной.
— Пользователи нашего портала недавно в ходе голосования выбирали лучшие музыкальные альбомы прошлого года. На первом месте оказались Prodigy, на втором — Green Day, а третье занял Гуф со своими «Домами». А вам что запомнилось из музыки ушедшего года?
Сергей: Я Prodigy слушал, но, честно говоря, очень страшно уже, очень страшный альбом. Я помню их раннее творчество — не те совсем, но себе не изменили. «Дома» у Гуфа — альбом очень сильный. Гуф ушел из Centrа, ему нужно было технично ответить всем злым языкам. На мой взгляд, получилось удачно: там кач есть, стиль какой-то. Гуф сделал большой шаг, уйдя от наркотической тематики, показал, что здоровье еще есть и не один альбом еще сделает. Это человек с амбициями и возможностями, действительно поэт.
Большой респект Ноггано и его альбому «Теплый», очень хорошему и качественно сделанному. Они отлично поработали по музыке с Купэ КРП. Я послушал и его альбом, и поразительно, что он остается без внимания. Еще я хотел бы выделить то, что мне не особо нравится. Мне попался альбом Сявы «Бодрячком». В него вложили немало труда. Там качественное звучание, качественная музыка. Бодрый респект тому, кто делал музыку для этого альбома. Еще был сингл Эминема один, очень интересный, а альбом получился не очень.
— Как группа «Точка отрыва» относится к бифам и диссам — явлениям, принятым в хип-хоп культуре?
Сергей: В принципе, мы не ссоримся — у нас другая политика. Есть такие артисты, которые изначально заходят с вражеским настроем «я здесь самый крутой», и потом за эти слова на протяжении творчества объясняются. Ну, или, если он никому не интересен, то начинает с кем-то ругаться, чтобы к себе интерес вызвать. У нас другая музыка, хотя мы парни злые и амбициозные. Если кто-то на нас наедет, мы, может, что-то и ответим. Но сами — никогда, потому что другие цели, другая подача. А относимся к этому нормально — рэп так задумывался. Главное, чтобы эти оскорбления только в рэпе и оставались, на личности не переходили. Все должно быть на уровне музыки, танца, слов. Песня закончилась — ты другой человек. Как в спортивном матче: могут подраться даже хоккеисты, которые вместе занимались 20 лет, но матч закончился — все жмут руки и расходятся. Это игра, тут не может быть личной неприязни.
— Кстати, о хоккее: вы записали трек «Давай, Авто!» для местного клуба «Автомобилист». Как он создавался?
Сергей: Мы хоккей очень любим все. Я сам занимался им когда-то давно-давно, но профессионально у меня ничего не получилось. В данный момент я работаю в хоккейном клубе «Автомобилист». Род деятельности связан с организацией различных зрелищных и праздничных мероприятий. Я на каждом матче присутствую, за команду болею и переживаю. Само собой песни рождаются, чтобы как-то ребят поддерживать на домашних матчах, чтобы болельщикам было весело. Хотя эта песня получилась тяжеленькой, сомнительной. Делали мы ее быстро, когда наши вышли в плэй-офф еще даже не КХЛ, а просто высшей лиги. Она сейчас звучит практически каждый матч. Обязательно сделаем что-нибудь еще хорошее, бодрое.
— Чувствуете свою причастность к победам команды?
Сергей: Вклад, конечно, чувствуется. Чувствуется отдача, когда болельщики подпевают. Но то, что играет во время матча, хоккеисты на льду практически не слышат. Хотя, тренеры верят, что агрессивная музыка во время раскатки помогает быть в тонусе.
Никита Ломаев
21.01.2010 17:33