Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

Алексей Еньшин: «Сумерки» в театре не поставят никогда

Алексей Еньшин. Фото из личного архива

У портала Weburg.net появился новый друг — екатеринбургский журнал «Театральный сезон». В каждом номере издания теперь можно встретить колонку одного из журналистов портала, а на страницах Weburg.net — найти самые свежие театральные новости. Закрепить договор о сотрудничестве мы решили интервью, в котором главный редактор журнала, драматург и большой любитель кино Алексей Еньшин рассказал, почему его расстроила Германика, когда в театрах будут ставить «Гарри Поттера» и чем виноваты наши школьные учителя.

О Германике и Бархатовом:

В театральных вузах России учатся десятки тысяч ежегодно, а на сцену попадают единицы. Особенно это режиссеров касается. Где же остальные?

— Молодежи в российском театре много, но она не востребована. Государственный театр — закрытая структура, в нее редко каких-то молодых «гениев» принимают. И это не только я говорю. В Мариинском театре, например, есть «феномен» Бархатова (25-летний оперный режиссер), а в Екатеринбурге вряд ли какой-то театр согласится на такой риск.

Что у нас своих Бархатовых нет?

— Да есть, наверное. Но Бархатов, по-моему, вариант радикальный. Я к таким молодым дарованиям тоже скептически отношусь (смеется).

Так, погоди. Сами вздыхаем, что нет молодежи в театре, и сами тут же показываем скептицизм? Валерия Гай Германика в 21 год свой первый фильм сняла. В нее поверили, несмотря на возраст…

— Германика меня расстроила...

Ты по поводу «Школы»?

— Да. Я когда посмотрел «Все умрут, а я останусь», решил, что если она еще раз снимет что-то про подростков, значит, ей просто больше нечего сказать. Понятно, что «Школа» — проект коммерческий, «Первый канал» — грех от такого отказываться. Может, конечно, она еще что-то снимет стоящее, но для меня как режиссер Германика теперь под большим сомнением. Хотя «Все умрут...» мне очень понравился. А то, что все вокруг ругают сериал, то это исключительно вопрос памяти. Кто-то предпочитает помнить, сколько раз ему в школе нос разбивали, а некоторые оставляют в мозгу только выпускной и песенку «Когда уйдем со школьного двора», а на остальном ставят крест.

Алексей Еньшин. Фото из личного архиваТак почему в кино 20-летний режиссер — это норма, а в театре — нет?

— И в кино не норма, но кинематограф стал индустрией, в которую относительно легко попасть. Можно купить цифровую камеру, снять друзей, смонтировать дома на компьютере и проект готов. Так, кстати начинали многие современные режиссеры. А театр — это сложности: поиск площадки, актеров, материала, репетиции, денежные вливания и так далее.

Ок. Представим, что я молодой театральный режиссер: идей много, лет — мало. И что мне делать?

— Создавать частный театр, Возможно, неформальный и неформатный. Хотя у нас сейчас и таких организаций полно, многие за образец взяли «Коляда-театр», но без харизмы, авторитета, без «пробивных» способностей, связей и команды поддержки их мало кто воспринимает всерьез.

Но хорошие частные молодежные театры встречаются ведь? Даже в Екатеринбурге…

— Я бы «НЛО12» отметил из таких. Посмотрел их дебютный спектакль «Небо Душно»: не все понял, но мне понравилось — ново, неожиданно, любопытно. Взять произведение Канта и превратить в осмысленный спектакль — это нужно постараться. Очень интересно, что с ними будет дальше. Один хороший спектакль может быть случайностью, 2–3 достойных постановки — вот это уже закономерность.

О «Сумерках» и школьных учителях:

У нас на портале самые популярные новости — это кино-заметки о таких франшизах, как «Гарри Поттер» или «Сумерки». На эти картины всегда полные залы в кино. Может, театрам тоже стоит обратить внимание на что-то суперсовременное и молодежное?

— Это сразу проблемы с авторскими правами, их придется выкупать по «страшной» цене. Если же серьезно, то я смутно себе представляю на сцене театра Гарри Поттера на метле или «сумеречных» вампиров. В развлекательных шоу — возможно, но мы же о театре говорим.

Поэтому школьников и «тащат» смотреть классику…

— Я сам после школы терпеть не мог смотреть в театре пьесы Островского и Чехова. Только недавно увидел, что их можно ставить без фальши и не «точно по тексту».

То есть школьные учителя виноваты в нелюбви молодежи к театру?

— Вся эта история порочный круг напоминает. Смотри: классику многие ставят, потому что на нее поведут школьников, а для театра это постоянный доход. А раз зрители — школьники, то нужно поближе к тексту и без излишеств. Дети идут в театр по принуждению: скучают, спят, шумят, а потом оканчивают школу, говорят: «Я не люблю театр» и бодро идут в кино.

Алексей Еньшин. Фото из личного архива«Сумерки» в театре не поставить, а на классику у школьников рвотный рефлекс. Как тогда привлечь к театру молодых?

— Ну, не у всех школьников рвотный рефлекс, кому-то даже нравится ведь. Но классику чаще всего у нас ставят «как надо», то есть четко по тексту, это скучно. Русский театр — традиционен. В Европе и США тот театр, который мы знаем, давно умер. А у нас до сих пор театр — это государство, которое живет по законам и принципам доиндустриальной эпохи, несмотря на то, что зрители существуют в постиндустриальной.

Чем тогда театр должен удивлять?

— Не знаю, техническими какими-то новинками, может быть. Хотя вообще, нужно ли удивлять? Нужно ставить вопрос: «Что ты хочешь сказать человеку, который сидит в зале»? Если ставить спектакль для галочки, как делает много государственных театров, то существовать учреждение может, развиваться — нет. Мощная авторская позиция — вот то, чего не хватает и современному театру и современному кинематографу. Проблема в том, что сказать нечего. Кто-то играется в режиссера, а кто-то им является.

Приведи примеры...

— В кино, например, Иван Вырыпаев и его «Кислород» — мощное авторское высказывание. И в противовес ему «Сказка про темноту» Николая Хомерики, у которого героиня спрашивает: «Как вас зовут?», — а герой ей отвечает: «Погода-то нынче серебряная…». И все в таком духе. А в театре у Коляды всегда четкая авторская позиция, у Льва Додина — 6 часов спектакль длится, а время пролетает незаметно, «цепляют» его работы.

Ну, Додин — это театр-явление…

— Так и должно быть. Театр как структура в нашей стране закрыт, значит нужно развивать театр как явление. В начале 90-х появился же contemporary dance, который привнес новое дыхание в российский балет.

Может, поэтому молодое кино и развивается в России так активно, что многие ребята из театральной среды идут в кинематограф?

— Конечно. Кино мобильнее: снял работу и послал на тысячу фестивалей. В театре все сложнее технически, все дольше и дороже. Но у театра есть своя прелесть — театр живой. Ты сидишь в зале, а в метре от тебя происходят события. Эта интерактивность, о которой кино и не мечтало, все 3D-эффекты по сравнению с любым спектаклем — просто семечки.

Дарья Лошакова


01.02.2010 17:45

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.