Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
«Generation П»: Между молотом и наковальнейПелевинская фраза «Это не экранизируемо!», 7 лет, $7 млн, 33 сплетни о съемочном процессе, одна бурная дискуссия о режиссере, одна не очень бурная дискуссия об исполнителе главной роли (с той точки зрения, что изначально Вавилена Татарского должен был сыграть Хабенский), десяток привлеченных звезд (иных уж нет), кажется, три отсрочки релиза, и экранизация если не самого знаменитого, то самого знакового романа современной России — наконец-то на большом экране. Любопытство, страх и радость испытает, наверно, любой среднестатистический зритель, собираясь на «Generation П». Радость от того, что картина не канула в Лету и «дошла» наконец до кинотеатров. Страх, что создатели могли, как говорится, «все испортить». И любопытство — что же в итоге получилось из экранизации романа, который в принципе экранизировать, значит встать между наковальней, роль которой делят первоисточник и реальные исторические события России того времени, и молотом, за который выступает армия как защитников, так и ненавистников писателя. Посмотрев фильм, сложно не заговорить о таком понятии, как чрезмерность. Но и заговорить о нем странно, так как перед глазами стоит роман Пелевина, в которой гиперболизация — один из основных приемов, раскрывающих сюжет. Свидетель перестройки — образованный и особо не озабоченный будущим герой Вавилен Татарский (Епифанцев) — работает в ларьке, отдавая «дань» чеченцам до тех пор, пока его более успешный приятель Морковин (Фомин) не делает Татарского копирайтером. Дальнейший карьерный рост героя легко можно проследить по смене прически, пиджака, начальника, клиентов и стимуляторов. На смену нахальному интеллектуалу в жилетке Ханину (Гордон) и ЛСД приходит «папа» Азадовский (Ефремов), рассыпающий кокс, словно манну небесную, а газировка, шоколадные конфеты и сигареты уступают место президентам, олигархам и боевикам. На этом фоне и тут и там мелькают звезды в камео разной степени абсурдности (Литвинова, Шнуров, Парфенов, Панин), историческая действительность, философские рассуждения на десяток актуальных для любого поколения тем, рекламные ролики реальных и виртуальных брендов, царь Симург, богиня Иштар, Вавилонская башня, достижения отечественной компьютерной графики, Че Гевара, хиты отечественного рока, первые уличные продавцы батончиков «Сникерс» и так далее. За картиной тянется такой тяжелый шлейф культа в виде самого Пелевина, произведения которого уже вошли в школьную программу по литературе, и поклонников, и противников, и реального положения вещей в России в 90-е, которые, к слову, многие помнят не хуже самого Виктора Олеговича, и самого текста, который пересказать-то в здравом уме кажется довольно абсурдной затеей, не то что экранизировать. Зная все это, Гинзбург обошелся с произведением, как ребенок с новой игрушкой — сначала аккуратно поставил на стол и начал любоваться. Любуется на довольно детальный пересказ романа и зритель фильма, по крайней мере первую его половину, разглядывая факты, усмехаясь глубокой иронии, и постоянно переключается с одного интересного второстепенного персонажа на другого (надо сказать, режиссеру удалось органично ввести в сюжет с десяток разных собирательных образов). Затем, попривыкнув, подошла фаза легкого апгрейда, когда у машинки вынимаются колеса, а кукле раскрашиваются глаза. Вторая половина ленты уже больше гинзбурговская — с достроенным рассказом о наших днях. Режиссер убрал все, что не мог показать, и остановился на том, что продемонстрировать был в состоянии. Однако до третьего этапа, когда игрушка безжалостно разбирается на детали или закапывается в песочнице, не дошло — пиетет перед оригинальным произведением у создателей оказался слишком высок. Как и в имени Вавилен (сочетании имен Василия Аксенова и Владимира Ильича Ленина), в романе Пелевина и, соответственно, в его экранизации реальная литературная художественность смешивается с реальной политической действительностью настолько, что отличить правду от полуправды и неправды оказывается довольно трудоемким и в общем-то бесполезным занятием. Если зритель книгу не читал, то «Generation П» — хорошая попытка показать абсурдные и сумбурные 90-е, от бутылки Pepsi и малинового пиджака как показателя статусности владельца до трудовых будней президента. Все просто, доступно и, несмотря на хаос того времени, как ни странно, упорядочено, однако остальные пласты пелевинской прозы вряд ли будут восприняты, но не потому, что зритель поверхностен, а потому, что так снято. Если же зритель книгу читал, то фильм станет для него иллюстрацией к собственным образам и эмоциям. За годы ожидания к ленте уже можно было составить список претензий, самая очевидная из которых выражается топорной фразой «Книга лучше». Однако мы же прекрасно понимаем, что роман Пелевина, равно как известный всем роман Булгакова, целиком ни в одну экранизацию не впихнуть (а если попробуют — негативной критики будет еще больше), поэтому максимум, чего поклонникам следует ожидать от подобных картин, — попадания в формат. И книга, и фильм — это сложный рассказ о простом или простой — о сложном, смотря какой человек примется за «поглощение» произведения. Одни заметят богиню Иштар, другие — рекламу пива.
Итоговый вердикт: Так как роман «Generation П» — это своего рода анекдот о России, то фильм является его пересказом. Смешно ли будет слушателям — зависит всегда от таланта рассказчика. Но даже на самую качественную экранизацию найдутся циничные поклонники оригинала, которые, препарировав картину собственными глазами, начнут расчленять создателей. |
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.