Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
Поймите меня привратно: опенинги в сериалахВ сегодняшнем выпуске еженедельной колонки о сериалах — несколько мыслей о вступительных заставках, обязательном преддверии всякого сериала и — шире — вообще любой программы на телевидении, и специально подготовленное пиршество для глаз. Если задуматься, вступительная заставка (или «опенинг» на сленге аддиктов –— от англ. Opening sequence), предваряющая, а в американской телевизионной практике — чаще разрывающая передачу, — парадоксальная штука, одновременно необязательная и непременная. Необязательная — потому что, будучи элементом программы, она не является элементом текста, а лишь дополняет его. Проще говоря, сквозь нее не проходит нить повествования, а значит, она в известной мере бесполезна. Непременная — потому что она все же есть всегда. Тем чуднее, что, несмотря на обилие технических средств, прямо-таки провоцирующих пропустить повторяющийся из раза в раз ролик (пульт, DVR, холодильник), культура вступительной заставки переживает годы расцвета.
Опенинги впервые появились еще на заре немого кинематографа и выполняли сугубо практическую функцию — представляли зрителю производственную компанию и творческий коллектив постановки. Где-то к середине XX века заставки ощутимо усложнились: место куцых табличек с именами и названиями заняли причудливые — зачастую анимированные — ролики, этакие произведения внутри произведения, подчас художественно превосходящие сам фильм.
Какое-то время телевидение соответствовало передовым веяниям большого кинематографа. Однако в 1970-х верх одержал новый утилитаризм: заставки вновь стали предельно информативным и унылым вводным словом — незатейливой нарезкой из сериала под наивную песенку. К тому моменту в качестве индустриальных канонов закрепились, во-первых, так называемое дефицитное финансирование, во-вторых, «журнальная» (пакетная) реклама. На практике это значило, что каналы за серьезные деньги покупают право первого показа и несколько повторов, а затраты отбивают за счет нескольких рекламодателей, размещающих свои предложения во время эфира. В ситуации со всего двумя прямыми конкурентами выпендрежная заставка превратилась в дорогое излишество, отнимающее и без того ограниченное «коммерческое» время.
С появлением кабельного телевидения и в меньшей степени — домашнего видео и массовых игровых консолей положение, однако, стало постепенно выправляться. Количество претендентов на зрительское внимание выросло в десятки раз, но дело было даже не столько в ассортименте. Нарождающиеся каналы упирали на то, что предлагают другой опыт (вспомнить хотя бы знаменитый тезис HBO о том, что он и не телевидение вовсе), и это были именно те слова, которые хотели услышать первые люди, чья жизнь целиком прошла рядом с телевизором. В заставках замерцали отблески нового мира. Их предназначение больше не ограничивалось лишь техническими задачами. По меткому выражению Лизы Култхард, теперь вступительные ролики превратились в своеобразный аудиовизуальный контракт со зрителем.
Индустрия унифицированных сериалов постепенно издыхает, и сейчас основная функция заставки — обеспечить сильную эмоциональную привязанность и одновременно дать представление о том, что собой представляет шоу. Мы очутились в безбрежном море развлечений, и нашего внимания удостаивается то из них, вокруг которого громче информационный гул: теперь разве что у скромной колонки на Вебурге нет трейлера. Значение опенинга, его графического решения, таким образом, возрастает: они служат матрицей для других паратекстов — постеров, падающего Дона Дрейпера в нью-йоркском метро, марша зомби по мировым столицам, алой кружки True Blood. Старые бесхитростные заповеди необратимо устаревают. Современные заставки, не скованные нарративными путами, настолько далеки от своих прагматичных прародителей, что уже скорее напоминают искусство, некую разновидность видео-арта, помещенного в особое пространство. Впрочем, «Сопрано», помнится, как-то крутили в одной галерее на Манхэттене — не просто совпадение или рифма, но наглядное свидетельство того, что телевидение как таковое — даже не заставки и сериалы в отдельности — требует новых подходов для осмысления.
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.