Вебург пообщался со знаменитой российской пианисткой Екатериной Мечетиной об общественной деятельности, роли интернета в жизни музыканта и пользе от увлечения музыкой The Beatles.
Нынешний декабрь в Уральской консерватории окрестили «сумасшедшим». За месяц в учреждении пройдут сразу два больших фестиваля, новогодняя программа и сольные выступления звезд академической музыки. Одной из таких приглашенных звезд стала талантливая пианистка Екатерина Мечетина, лауреат международных конкурсов и премии «Триумф», солистка Московской государственной академической филармонии, преподаватель Московской государственной консерватории, член Совета при президенте России по культуре и искусству. Корреспондент Вебурга взял у Екатерины интервью.
Смотрите также фоторепортаж с репетиции выступления Екатерины Мечетиной и Концертного симфонического оркестра консерватории.
— Екатерина, вы — нечастый гость в Екатеринбурге.
Екатерина Мечетина: Четвертый раз, насколько я помню. Первый был в 2000 году, второй — в связи с фестивалем «Crescendo» в 2007 году. Тогда я приезжала дважды, мы еще проводили презентацию фестиваля в резиденции губернатора.
— Хорошо удалось узнать наш город за это время?
Екатерина Мечетина: Практически не удалось. Все, что я знаю, — это филармония. Теперь и консерватория. Храм-на-Крови, конечно, знаю. Все остальное — только из окна автомобиля. Музыкальную жизнь города я знаю по публикациям, откликам, отзывам, по знакомству с Александром Николаевичем Колотурским (директор Свердловской филармонии — прим. авт.) и Дмитрием Лиссом (главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра — прим. авт.). Даже кого-то знаю понаслышке из преподавателей консерватории.
— Екатеринбург на музыкальной карте России сейчас какое место занимает?
Екатерина Мечетина: Одна моя подруга живет в Нижнем Новгороде. Когда она узнала, что я собираюсь в Екатеринбург, то сказала: «С нашей, нижегородской, точки зрения, Екатеринбург — столичный город в музыкальном плане». Честно говоря, я думала, что нижегородцам тоже тут не надо комплексовать. Понятно, что два первых места удерживают Москва и Петербург, но Екатеринбург и Нижний Новгород лично для меня как-то делят почетное третье место. Сюда бы еще добавила и Новосибирск. Вот три таких центра, охватывающие географически большую часть России. К сожалению, на Дальнем Востоке нет адекватных городов в музыкальном плане.
— Больше года вы являетесь членом президентского совета по культуре и искусству. Довольны результатом своей работы на этом поприще?
Екатерина Мечетина: Сейчас большие перемены происходят. Из членов совета сформированы четыре комиссии. Я вошла в комиссию по образованию, поскольку меня это волнует сейчас в наибольшей степени. Очень хочется верить, что после трансформации это будет эффективная система и к нашим выводам будут прислушиваться. Для того и совет, чтобы собираться, обсуждать, спорить, может быть даже, о чем-то, но в итоге приходить к общему мнению, которое может транслироваться в высшие сферы власти.
— Музыкантом вы себя представляли с детства, а общественным деятелем когда решили стать?
Екатерина Мечетина: Не так давно. Возможно, большую роль сыграло вручение Президентской премии. Я вдруг почувствовала, что не только в творческом сообществе оценены мои достижения. Я поняла, что это большая ответственность и на меня будут смотреть как на человека, который, с точки зрения власти, достоин быть отмеченным. Постепенно я заинтересовалась многими сопутствующими вопросами. В результате было включение в президентский совет по культуре и искусству. Теперь я уже чувствую своим долгом по мере сил быть в курсе, как-то аккумулировать проблемы, разговаривать с людьми. Часто использую поездки по стране, чтобы общаться с преподавателями, со студентами.
— Многие ваши коллеги занимаются и благотворительной деятельностью.
Екатерина Мечетина: Пока что я с радостью принимаю любые предложения, если они касаются благотворительного концерта. Но своего фонда у меня нет. Я, честно говоря, не очень представляю технически, как это осуществляется. Хотя я знаю, что старшие коллеги очень в это вовлечены. Тут для меня пример и образец — это Владимир Спиваков. Его благотворительная деятельность воистину необозрима. Мне, конечно, хотелось бы когда-нибудь чем-то подобным заняться. Ни от одного предложения об участии в благотворительном концерте я никогда не отказывалась.
— Вы довольно активный блогер. Посты в «Твиттере» — это просто разминка пальцев или нечто большее?
Екатерина Мечетина: Нет, это же все в телефоне. Почему я, в общем-то, и отвечаю [на сообщения] — просто иногда нужно время скоротать. Сидишь в аэропорту или где-нибудь еще, делать нечего. Книжку почитал, все уже надоело, чего-то ждешь. И вот за чашкой чая я проверяю это все. Пытаюсь отвечать на то, что мне пишут, но иногда не успеваю. Тогда люди вдруг начинают обижаться: «Как же это вы так зазнались и мне, совершенно незнакомому человеку, не отвечаете?»
А вообще, я люблю интернет. Для меня это способ узнавать, что происходит с друзьями в разных концах света.
— Вы говорили, что Youtube — неоценимый ресурс для музыканта. С его помощью вы можете следить за игрой зарубежных коллег?
Екатерина Мечетина: Конечно. Даже тех, которые никогда не были в России. Дело не только во мне конкретно. Чем отличались студенты в мое время от нынешних студентов? Мы, если нам хотелось послушать какое-то редкое произведение, должны были записываться в фонотеку, заказывать эти записи, ждать. И еще неизвестно, были ли они там. Это невероятно неудобно, поэтому мы лишний раз предпочитали лучше что-нибудь не послушать, чем все эти действия предпринимать. Сейчас — благословенное время, когда, если ты хочешь, можно учиться и самообразовываться. Я очень люблю интернет еще и потому, что можно любую ноту найти.
— В это благословенное время интерес к профессиональному занятию музыкой не угасает? Интересно ваше мнение как преподавателя.
Екатерина Мечетина: Не очень показателен в этом смысле тот вуз, в котором я преподаю. Московская консерватория всегда была такой Меккой для студентов, все мечтают туда поступить. Поэтому у нас нет недостатка в мотивированных студентах. Хотя, честно говоря, и среди наших встречаются балбесы и бездельники, но все-таки их меньше, чем в других вузах.
— Как вы считаете, нужно ли популяризировать классическую музыку?
Екатерина Мечетина: Обязательно! Я убеждена, что это стоит делать. Стоит популяризировать обучение на фортепиано, посещение концертов. В Европе это считается аристократическим способом досуга. Люди идут не только потому, что они любят музыку — хотя поэтому в первую очередь — но и потому, что это привычный и понятный способ проведения культурного времени. У нас же канал «Культура» делает огромное дело и работает на пределе своих возможностей, но в связи с этим остальные каналы решили, что могут как-то умыть руки на тему культуры.
— На «Первом канале» сейчас с успехом идет проект «Голос». Если адаптировать подобный формат под фортепианную музыку, это будет востребовано?
Екатерина Мечетина: В меньшей степени это было бы востребовано. Петь, так или иначе, пытался в своей жизни хотя бы раз любой человек. Есть у него слух, нет у него слуха, но в компании под гитару любой человек пытался петь, поэтому представляет хотя бы немножко, что это такое. Песни, которые исполняют участники шоу, — это специально выбранные хиты, которые зритель хорошо знает. Поэтому людям интересно. Ну, вокалисты — дело особое, они всегда были популярнее инструменталистов. Это нормально. Вспомним Лемешева с Козловским, вспомним Шаляпина. В инструментальной музыке есть один проект, он, правда, детский — это конкурс «Щелкунчик». Его транслируют на канале «Культура». В профессиональном сообществе он очень большой интерес вызывает. Но дети — это особое дело, на них всегда интересно посмотреть. Вызвала ли бы такой интерес трансляция взрослого конкурса? Не уверена.
— Правда ли, что вы в детстве увлекались музыкой The Beatles?
Екатерина Мечетина: Да! Если представить фонотеку моих родителей в тот период, когда я была ребенком, там были огромные шкафы, набитые пластинками. При этом было несколько кассет. Среди этих кассет одна была с итальянской эстрадой — Al Bano и Romina Power. Их я слушала, когда мне было лет 7 – 8. Честно говоря, у меня эти кассеты до сих пор где-то лежат и я их иногда слушаю. А лет в 13 я открыла для себя «Битлз» и вдруг увлеклась просто безумно! В таком возрасте многие дети творят себе каких-то поп-кумиров. Считаю, что я далеко не самый плохой пример выбрала себе. И главное, что выучила английский язык. Из всей истории увлечения «Битлз» это оказалось самым полезным.
Никита Ломаев
07.12.2012 17:43