Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
Феличита, «Чинечитта»! Жизнь и судьба «Голливуда на Тибре»Найти одну из легендарных европейских студий на карте Рима — очень просто. Название «Чинечитта» носит и станция метро, и целый квартал, который вырос за десятилетия вокруг территории с павильонами. И даже когда вы подниметесь из подземки на поверхность, полностью дезориентировавшись в многочисленных поворотах тоннелей, то все равно не промахнетесь: пропускной пункт с надписью Cinecitta стоит у самого входа в метро. Другое дело, что еще два года назад такое достаточно доступное месторасположение ничем бы вам не помогло. Можно было разве что щелкнуть на память входную группу с надписью да сквозь открытые ворота увидеть один из первых павильонов. Студия была долгое время закрыта для посещений. Только в 2011 году, накануне 85-летия, здесь создали музей и начали пускать туристов. Да, наверное, единственное, что может смутить туриста в этой простоте: «Cinecitta» — это предпоследняя станция ветки метро. Конечно, не британская студия «Pinewood», котоую прагматичные англичане засунули аж за 20 километров от своей столицы, но жителю «компактного миллионника», где конструктивистские кубы Свердловской киностудии высятся в пятнадцати минутах ходьбы от центральной площади, становится не по себе, когда видишь просторы полей через дорогу от «Голливуда на Тибре». Край географии, да и только. Собственно, и сама студия не поражает воображение грандиозностью построек. Двухэтажные кубы зданий почти полностью скрываются в густой зелени. Разглядеть здесь место, где волей итальянского дуче — Бенито Муссолини — должен был функционировать механизм пропаганды фашистского образа жизни, способный по силе влияния и масштабам ресурсов конкурировать с заокеанскими монстрами, невозможно. Да, может, и к лучшему, что уже никто не помнит, ради чего закладывались первые павильоны «Чинечитты». Среди европейских «сестер» итальянскую студию отличает именно это волевое решение: немедленно построить и, не жалея сил и средств, догнать и перегнать. «Экстремальнее» было только так же с нуля построить киностудию посреди промороженного промышленного уральского города в самый разгар войны и снимать на ней легкомысленные экранизации оперетт Кальмана. Подобных неожиданных параллелей в судьбах таких разных киноплощадок —– одна в вечнозеленом Риме, другая в вечнозеленом (но по другим причинам) Свердловске — можно найти пусть и не очень много, но все они показательны. К 1937 году, когда «Чинечитта» была построена, успели прогореть пионеры кинематографии вроде французской студии «Пате», прочие европейские компании либо снимали копеечные мелодрамы и с опаской наблюдали за вторжением первых голливудских блокбастеров (хоть тогда и неведомо было слово блокбастер), либо, будучи национализированными, беззаветно служили новым режимам, у которых были свои понятия об искусстве кино. «Чинечитта», созданная государством, позволяла себе и бесхитростные комедии-мелодрамы, и масштабные постановки о древнеримской истории, вроде «Сципиона Африканского», где во время съемок битвы одномоментно были задействованы около 7 тысяч человек. В Голливуде подобные траты могли позволить избранные продюсеры, ну или безумцы вроде Говарда Хьюза, пять лет снимавшего своих «Ангелов ада». «Чинечитта» брала не только качеством, но и количеством: за первые пять лет выпустила более 300 картин — темпы, сравнимые с заокеанскими. В 1943 году, когда на Свердловской студии прозвучала первая команда «Мотор!», до павильонов киностудии римской добралась война. Бомбы посыпались прямо на античные портики и дворцы. Следом на территорию студии посыпались беженцы: в течение нескольких лет здесь был лагерь, где жили более 3000 человек. Не до кино, скажете? Тем не менее кино снималось. Назревала новая генерация режиссеров, те самые «неореалисты», вышедшие с камерами на улицы, снимавшие неудобные, печальные, трагические фильмы. Они не любили пафосную студию за неправдоподобные картины и царящую, несмотря ни на что, атмосферу разгула и «сладкой жизни», но отснятые пленки монтировали и озвучивали здесь. Вместе с союзническими войсками в Италию вошел важной поступью и Голливуд. Студийные боссы оценили остатки прежней роскоши «Чинечитты», натасканность персонала и его желание работать хоть за копейки. Медленно, но верно съемки исторических фильмов-колоссов переместились в Италию: «Бен Гур», «Камо грядеши?» и, конечно, монументальная «Клеопатра» — апофеоз пеплумостроения, своим провалом похоронившая на десятилетия жанр. «Золотая» корона в музее... которую словно только вчера сняла со своей головы Элизабет Тейлор («Клеопатра», 1963 г.) Впрочем, на итальянской почве он переродился в более скромные псевдоисторические боевики, где особо (в том числе и благодаря клиничности сценариев) выделялся киносериал о похождениях Геракла, длившийся с переменным успехом, регулярной сменой внешности древнегреческого героя и терявшими остатки логики сценариями до середины 80-х. Голливудская прививка дала еще один поджанр — спагетти-вестерна. С легкой руки стажировавшегося на голливудских пеплумах Серджио Леоне Дикий Запад переехал на пыльные европейские равнины. Итальянские актеры учились метко стрелять с двух рук, монументально двигать заросшим щетиной подбородком, также монументально молчать в кадре, носить пончо и широкополые шляпы. За 60–70 годы «Чинечитта» в копродукции и без отстреляла без малого 600 спагетти-вестернов. Забавно, но другая разновидность вестерна — перенесенная в реалии Гражданской войны в России и названная, соответственно, истерн, стала визитной карточкой Свердловской киностудии примерно в то же время. Здесь так же монументально двигали (правда, бритым) подбородком молчаливые снаружи, но пылкие внутри комиссары, метко стреляли с колена и разносили в пух и прах бандитские гнезда. Гигантская голова на солнцепеке у входа в музей киностудии и она же в кадре «Казановы» Федерико Феллини (1976 г.). Экспозиция, посвященная бурной жизни «Чинечитты», занимает небольшой одноэтажный корпус музейного комплекса, возле которого вкопана гигантская голова из «Казановы Феллини». А вот самому Феллини отвели стоящее рядом двухэтажное здание. И это справедливо по всем позициям. Только Феллини оставил после себя артефактов — фрагментов декораций, костюмов, макетов, реквизита — больше, чем приезжие режиссеры. И именно Феллини надежно и навечно вписал название «Чинечитта» в историю мирового кинематографа. Студии сам режиссер посвящал несколько своих фильмов, абсолютно по-разному рассказывая об одном и том же месте. Так, «Сладкая жизнь» в 1960 году задорно высмеивала царящие в том числе и в студии нравы, бесконечные вечеринки, случайные связи, а уже почти 40 лет спустя в «Интервью» светлая печаль и ностальгия окутывают декорации студии, специально выстроенные для фильма. Костюм из «Последнего императора» (1988 г.) Бернардо Бертолуччи на стенде и на актере Джоне Лоуне. Существовала ли «Чинечитта», если бы не влияние Феллини? Конечно, да. Но думается, что с ее бесконечными Гераклами и молчаливыми ковбоями в пончо такие зубры, как Бертолуччи, Антониони, Висконти, обходили бы ее стороной, разве что по острой необходимости заглядывая на монтаж или на озвучивание. В общем-то нет ничего странного, что вместе с угасанием творческой карьеры Феллини начала сдавать позиции и студия. «Чинечитта» пережила банкротство, приватизацию, в конце концов, «докатилась» до того, что в 1991 году в ее павильонах организовали площадку для конкурса «Евровидение». В 2007 году в киностудии вспыхнул пожар, уничтоживший постройки на площади в 3000 квадратных метров. Безвозвратно пропали декорации к «Бен Гуру» и сериалу «Рим». Воспроизведенный 1 к 1 интерьер капитанского мостика подводной лодки, и он же забит экипажем в фильме U-571 (2000 г.) Спасла все та же копродукция. Голливуд и сегодня не забыл итальянскую студию, сюда регулярно наведываются режиссеры разного ранга. Здесь отсняли натуру сериала «Рим» и бандитской саги Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка», здесь под руководством Мэла Гибсона распинали Христа, а Джон Бон Джови мок в интерьере подводной лодки. Сюда в начале 2013-го приехал оскароносный режиссер Пол Хаггис снимать часть сцен для нового фильма «Третий лишний». В Европе по-прежнему снимать дешевле, чем на голливудских холмах. Правда, сегодня «малину» «Чинечитте» портят восточноевропейские компании, которые готовы на жесткий демпинг. Чешский «Барандов» переманивает желающих снимать «готику» и боевики, болгарская «Бояна» выстроила полновесные декорации античного города. Поди угонись за этим молодняком. В центре — шлем воина, который все время мелькает на заднем плане в «Страстях Христовых» (2003 г.) В конце 90-х – начале 2000-х годов о себе громко заявило новое поколение итальянских режиссеров — Джузеппе Торнаторе, Нанни Моретти и, конечно, резвый, как резиновый мячик, Роберто Бениньи. Продвижение «Чинечитты» в международном кинопространстве целиком и полностью связано с их успехами и, к сожалению, неудачами тоже. Конечно, сейчас необязательно обращаться к ресурсам больших студий, многие позволяют себе делать кино буквально «на коленке», за своим рабочим компьютером. И этот кризис переживают не только европейские компании, голливудским монстрам тоже несладко. В «Чинечитте» нашли достаточно элегантное решение этой проблемы — с недавних пор здесь регулярно проводятся семинары для начинающих молодых (и не очень молодых) итальянских киношников, перенося взаимоотношения с режиссерами из деловой сферы в область эмоциональную. Как когда-то фильм «Рим, открытый город» начал новую жизнь итальянского кино, так и сегодня лозунг «Чинечитта» — открытая студия» прокладывает киностудии дорогу в неизвестное, но такое любопытное будущее.
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.