Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
Хэппи-энд для печальной повести2 октября Театр драмы открывает сезон премьерным спектаклем «Ромео и Джульетта». Вебург представляет рецензию на постановку. Ситуация в екатеринбургских театрах чем-то напоминает ситуацию в российском кино. Есть яркие авторские работы, разрывающие шаблон, получающие кучу призов и признание критики, но по той же причине не обладающие массовым зрителем. Есть беспросветный трэш всех оттенков, заманивающий детективами и водевилями, песнями и плясками, но порождающий глубокое отвращение как к тому балагану, что творится на сцене, так и ко всему театру. Прослойка между ними — мэйнстрим, честный зрительский спектакль, пусть не прорывной по образам и решениям, но с достойным режиссерским прочтением, честными актерскими работами и оформлением — диковинная редкость в наших палестинах. Тем приятнее увидеть именно такой спектакль на сцене Театра драмы, который в определенный период создал себе недобрую славу, собрав в репертуаре весь «цвет» затертых до дыр пьес в не самых адекватных постановках. Тем не менее ситуация, пусть медленно и со скрипом, но меняется, сначала на малой сцене появились сильные спектакли вроде «Вдовьего парохода», а теперь, с постановкой «Ромео и Джульетты», можно сказать, что перемены завизированы и на большой сцене. Спектакль можно считать определенной вехой в обретении театром себя, своего стиля, своего зрителя. Конечно, спектакль не несет того прорывного заряда, которым обладали «Ромео и Джульетта» в постановке Николая Коляды 12-летней давности. Кто-то, может быть, даже упрекнет постановщика во вторичности, поскольку воздвигнутый на сцене пляж, щеголяющий в бермудах Ромео и полумафиозные разборки Монтекки-Капулетти действительно напоминают версию База Лурмана, где кровавые события были перенесены в калифорнийскую Верона-Бич. Но режиссер и не скрывает перекличек с западной масскультурой: в звуковой дорожке актуальные Red Hot Chili Peppers, Ромео появляется на сцене, наблюдая за кружением пустого пластикового пакета, как герой «Красоты по-американски». Первое действие злоупотребляет эффектом «слоу-мо», успешно перенесенным из «Матрицы» скорее в КВН, чем на театральные подмостки. Наконец, логотипы семей — Монтекки и Капулетти — каллиграфически выведенные на майках их слуг, синим и красным соответственно — вполне очевидный намек на такое же знаменитое и бессмысленное противостояние двух марок известных «газировок». Но главное достоинство — очевидная кропотливость, с которой режиссер и творческий коллектив подошли к забронзовелому тексту Шекспира, честность и вещность выстроенного на сцене мира — забытого богом городка на побережье (ну, взвейтесь, ревнители классики, которые помнят, что Верона — континентальный город), слаженность актерского ансамбля, где почти никто не дает «петуха», наконец, образы главных героев, лишенные привычного сиропа и романтической шелухи. За которую, скажем честно, ответственны и Баз Лурман, и Франко Дзеффирелли, и массовая культура вкупе со средним образованием. Наверно, надо поправиться: «забронзоветь» Шекспир, конечно, не может, но может это сделать актер в монологах, заученных, пожалуй, еще с театрального кружка. Устроить пятиминутку художественного чтения… Очевидно, Владимир Золотарь, постановщик спектакля, постарался избежать в первую очередь этой текстовой ловушки. Позы и пафос монологов нивелированы игровыми ситуациями: так, рассуждающего о превратностях любви Ромео все время «подкалывают» Меркуцио и Бенволио, а знаменитое и растиражированное «Ромео, как мне жаль, что ты Ромео» — превращается в запись в гламурном девичьем дневнике, сделанную розовой «оперенной» ручкой. Не умаляя образов и парадоксов, режиссер аккуратно подвел высокий текст к быту 14-летней девочки. Герои живые, и это, пожалуй, главное достижение. Джульетта читает гламурные журналы, красится маминой косметикой, слушает тех же «перцев» в наушниках, Ромео обладает повадками «пацанчика с района», но это не в минус, напротив, тем острее слышится текст, тем неожиданнее, в том числе и для него самого, когда его чувства к Джульетте прорываются высоким шекспировским стихом. Что-то новое, совершенно неиспытанное. Герои обладают теми же достоинствами и недостатками, что и зрители в зале, устраивают пляжные вечеринки и недвусмысленно раскуривают, после чего Меркуцио произносит свой монолог о царице Маб. На удивление, текст Шекспира не подвергался купированию. Сохранен как высокий слог, так и все те сальные остроты, предназначенные для бедной публики, которые способны вогнать в краску почитателя иного «камеди клаба». Да, и это тоже Шекспир, представьте себе, господа ревнители. Однако этот поток комплиментов справедлив только до антракта. С началом второго действия вдруг ломается удачно выстроенная архитектура спектакля. Монолог на смерть Тибальта Джульетта тараторит, пытаясь скрыть его за экзальтацией. Брат Лоренцо, который в первом действии больше напоминал буддистского монаха, начинает суетиться, кричать, дергаться без повода. Ромео рвет страсти, хотя все первое действие в этом не был замечен. Может быть, режиссер и актеры найдут время и ликвидируют эту атмосферу легкой отсебятины. Тем более что финал — жуткий и красивый одновременно — показывает потенциал задумки. По мелочам. Образ маленькой девочки со свечой и в белом, исполняющей функции Хора? Извините, такое даже у любительских театров — штамп. «Загробная» встреча «убитых» персонажей? Странный оптимизм нивелирует трагическую суть спектакля. Бои на шпагах? На фоне телевизоров, RHCP и моды 50-х смотрятся анахронизмом, хотя, конечно, сшитые для холодного орудия чехлы трогательны и заставляют вспомнить специальные подставки под мечи возле самолетных кресел в «Убить Билла». А в целом нужно поздравить Театр драмы с приобретением качественного спектакля, достаточно свежо интерпретирующего классический сюжет, наполненного живыми людьми, которым хочется сочувствовать, окруженный конкретными вещами, а не выпиленными из картона декорациями.
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.