Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

Топ-30 главных фильмов года: кинокритики Вебурга подводят итоги

Кадр из фильма «Гравитация»

Год прошел, а это значит, что все мы посмотрели сотню-другую картин: хороших и плохих, которые хочется пересматривать и не терпится забыть, «оскароносные» и никому почти не известные, голливудские и европейские, с героями светских хроник и открывающие новые имена... Вебург имеет хорошую традицию — каждый год, 31 декабря, выпускать свой собственный топ лучших фильмов уходящего года. Кинокритики портала Кирилл Илюхин и Дарья Лошакова выбрали своих героев 2013-го: ровно по 15 картин «на брата».

Не забываем, что: а) это не рейтинг, фильмы между собой не сравниваются. И если вдруг о какой-то ленте написали в первую очередь, это не значит, что ей отдано первое место; б) у мультфильмов существует отдельный топ и, наконец, в) в нашу «тридцатку» попали ленты, вышедшие в российский прокат в 2013-м, даже если весь мир их увидел раньше.

Дарья Лошакова: 2013-й стал годом супермасштабных блокбастеров: от «Тора 2» до снайдеровского «Человека из стали», от новенького «Стартрека» до Тони Старка в третьем «Железном человеке». Нельзя сказать, что нас настиг эффект обманутого ожидания, но подобные ленты остаются в памяти больше как части франшизных машин, как огромные по затратам проекты, как супермассовые зрелища. Все это классические новые традиции современного массового кинематографа, но это не означает, что без огромного бюджета, назойливого промоушена или первостатейных актеров нельзя сделать качественное кино. Примеров тому в этом году было множество. В топ попали и те и другие ленты.

«Гравитация»

Первая 17-минутная сцена, созданная гениальным (не побоюсь этого слова) мексиканским оператором Эммануэлем Любецки («Древо жизни»), и все, можно было смело вставать с кресла, выходить из кинотеатра и писать самую распрекрасную хвалебную рецензию из всех. Все стало понятно еще в начале ленты. Что именно? Главное, слава Богу, что Альфонсо Куарон вернулся к своей любимой фантастике, что он в этой теме невероятно крут и что не зря мы ждали «Гравитацию» так долго. Мощное, массовое, минималистичное, но абсолютно не пафосное, не пошлое, не кричащее и не фантастическое, а реальное кино про космос и нас. Идеальный союз формы и содержания. Те, кто пропустил это в кинотеатрах, могут смело кусать локти. 10 из 10.

«Джанго освобожденный»

Кто-то писал, что Тарантино заигрался, а по-моему, он оторвался так, как давно не отрывался. Но все то, что из другой картины сделало бы фарс, гротеск и блажь, тут играет на руку режиссеру. Простая сказочная история из разряда «спасти любимую» с линейным сюжетом превращается в эпик, где принцесса — это рабыня, злой дракон — сторонник насилия, падкий на лесть и деньги предприниматель, а высокая башня — его помещичий особняк. Уж не думали, что это возможно, но Квентин таки удивил.

Кадр из фильма «Джанго освобожденный»

«Любовь на кончиках пальцев»

Эта лента в российском прокате прошла незамеченной, что до ужаса обидно. Особенно для тех, кто говорит, что «старое-доброе-сентиментальное» кино умерло и его не воскресить. Французам удалось, и «Любовь на кончиках пальцев» — это такая сладкая ретрокомедия с наивным и добрым сюжетом и отсутствием хоть какой-либо неприличной или жестокой сцены, но от ее просмотра ничего не слипается. Главное в ней — даже не крутые актеры Беренис Бежо и Ромен Дюри, а сюжет (то, чего не хватает современным фильмам в массе своей).

«Хоббит: Пустошь Смауга»

С оценкой «Хоббита» есть две проблемы: первая — сложно оценивать серединную историю, внезапно начавшуюся и так же внезапно оборвавшуюся, вторая — «Хоббит» — это давно уже больше, чем просто кино. Подобно «Звездным войнам» и, если хотите, «Аватару», Питер Джексон снова создает вокруг себя вселенную, в которую веришь, в которую влюбляешься, которая по форме местами перевешивает содержание. Однако, если и включать какой блокбастер в топ, то я предпочитаю «Хоббита» всему остальному.

«Жизнь Пи»

Тот чрезвычайно редкий случай, когда фильм получился лучше книги. И в этом заслуга в первую очередь разностороннего Энга Ли. Голливуд еще не выпускал такого проекта, в котором сочетались бы масштаб, бюджет, нацеленность на массового зрителя и при этом безусловный авторский почерк. Фестивальное эстетское кино мирового масштаба. И да, одно из лучших использований 3D в 2013-м.

«Цель номер один»

Из операции по поимке террориста номер один можно было бы сделать шумный блокбастер или полную лести по отношению к работе американских спецслужб картину. Бигелоу пошла от противного и сняла на удивление статичную и сухую ленту о том, какая это скучная вещь — работать в разведке, и о том, как простые люди работают на машину под названием США и остаются безвестными. Из документов, докладов, отчетов ЦРУ и актерских возможностей Джессики Честейн режиссер «склеила» техническую драму самого высокого пошиба. Попробуй переплюнь.

Кадр из фильма «Великий Гэтсби»

«Великий Гэтсби»

Это точно саундтрек года и, наверно, самый яркое, кричащее, пафосное и дорогостоящее зрелище. Понятно, что Баз Лурман взялся за экранизацию классики, однако здесь форма куда важнее и круче содержания. Режиссер получил на руки игрушку и использует ее возможности на все сто: отсюда чрезмерность, вычурность и избыточность, при этом все со знаком плюс. Режиссер-романтик снял кино о герое-романтике. Оба любят чрезмерность, и тот и другой очень хотят нравиться всем и сразу. Глупо упрекать в этом героя романа и сложно критиковать режиссера — логичное желание.

«Жасмин»

С лентами Вуди Аллена обычно как: каждая первая рецензия — реверансы в сторону режиссера и его меткости выбирать героев. С «Жасмин» вроде так же, но не совсем. Да, снова можно поудивляться, как метко Аллен назначил на роли ровно тех, кого было нужно, но вся прелесть «Жасмин» — в актерской игре Кейт Бланшетт. Это «Оскар».

«Географ глобус пропил»

У нас не стояло задачи обязательно вставить в топ какой-то российский фильм. Но, честно, появление здесь «Географа» кажется мне очень логичным. Как минимум потому, что никакая другая отечественная лента 2013-го не дотягивает до уровня фильма Александра Велединского.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

«Отвязные каникулы»

Самая спорная картина года: половина обзывает «шедевром», половина плюется. Джеймс Франко в тату и с золотыми зубами, мешки кокса, Селена Гомес в бикини, Клифф Мартинес как композитор, вундеркинд-эксцентрик Хармони Корин — режиссер, YouTube-стиль и балаклавы, пушки и пачки банкнот... «Каникулы» — это впрыск всего и сразу: запахов, звуков, ощущений, красок. Это не фильм, а непристойная мечта, во-первых, тинейджеров, во-вторых, режиссеров. Снять такое могут единицы.

«Гонка» и «Иллюзия обмана»

Я уверена, что в каждом киногоду должно быть как минимум несколько качественных картин средней руки, то есть потенциальных хитов проката, но при этом не блокбастеров и не претендующих на статуэтки, звания и регалии — просто интересное и качественное зрелище для всех. В этом году такими стали «Гонка» и «Иллюзия обмана», в первую очередь потому, что ожидания от лент были куда ниже, чем итоговый результат.

«12 лет рабства»

Это опять маккуиновская жестокость и натурализм, но держащийся в рамках, необходимых для массового зрителя. Гениальная операторская работа, потрясающая роль Фассбендера и сонм великих и крутых во второстепенных ролях, ну и конечно, умение европейского режиссера поставить более чем американскую историю — повод для всеобщей кинокритиканской и киноманской истерии.

Кадр из фильма «12 лет рабства»

«Невозможное»

На мой взгляд, незаслуженно обойденный вниманием фильм-катастрофа. Не так уж и много их было в этом году. Ценность этой ленты в том, что события происходили на самом деле, и в том, что центр истории здесь не само бедствие, как это обычно бывает с подобными проектами, а человеческие отношения и вера в лучшее. Хочется прописать эту картину тем, кто часто жалуется на жизнь: все как рукой снимет.

«Камилла Клодель, 1915»

Если говорить о разочарованиях, то в этом году было совсем мало качественных фестивальных авторских картин, которые можно было бы рекомендовать друзьям, советовать, пересматривать. И пусть все твердили о «Жизни Адели» как о чем-то божественном, в моем личном списке подобных картин первую строчку занимает именно эта невероятно трагическая лента. Особенно она поразит тех, кто ничего не знает об истории жизни знаменитой художницы. А еще — это совершенно точно лучшая роль Жюльет Бинош и, пожалуй, лучшая женская актерская работа в драме в этом году.

 

Кирилл Илюхин: С Новым годом всех! Извините за банальность, но и мне суждено подводить кое-какие итоги года. Ну, вот хотя бы по фильмам. Год, не побоюсь этой фразы, стал настоящим заревом научной фантастики во тьме современного кинематографа. Различные ужастики и комедии были все так же в фаворе, они не уходят со сцены просто так, но именно НФ сделала этот год таким особенным. Дель Торо, Косински, Абрамс, Куарон и 50-летие «Доктора Кто» — я ходил в кино, вытирая розовые сопли. Можно было составить весь топ из одних лишь потрясающих НФ-фильмов, но я вас пожалею и буду объективнее.

«Прекрасные создания»

Вы скажете, «хрень для девочек», я скажу — слоенный пирог. Фильм полимерен, его можно смотреть сразу на нескольких уровнях. Кто-то не заглянет дальше подростковой сказки, ну а кто-то разглядит немалый интеллектуальный посыл. Имеющий зрение да увидит.

«Обливион»

В этом году с научной фантастикой было все более чем отлично. Начал парад визуального фантастического удовольствия Джозеф Косински со своей маленькой мечтой, которую он смог воплотить на экране. В фильме есть крепкий сюжет, который тянет на себя одеяло у визуального ряда и прочих красот, но это ленте идет только на пользу. Редко когда нам подкидывают что-то действительно уникальное.

Кадр из фильма «Обливион»

«Зловещие мертвецы»

Как назвать новых «Зловещих мертвецов», я не знаю. Это одновременно и сиквел, и ремейк, и переосмысление, и осовременивание, и даже Эшли есть. Ну что еще можно желать? Авторы ударили сразу по всем направлениям и получили очень хороший фильм ужасов, который надо смотреть ночью в одиночестве.

«Метро»

В том году я жаловался, что качественного российского кино не было. В этом году все еще хуже. Однако фильм-катастрофа «Метро» надолго засядет в моей памяти. Одни эмоции, сопереживания и практически физическая боль каждого персонажа передавалась мне.

«Армагеддец»

Как ни грустно, но трилогия Райта, Пегга и Фроста подошла к концу. Но некогда грустить, ведь напоследок эта троица вместе со зрителями устроила великий алкомарафон, вторжение пришельцев и вставила Мартину Фриману мячик вместо головы. Поэтому радуемся и пересматриваем.

«Железный человек 3»

В мой топ этот фильм попал только по одной причине: он настолько лучше позорного скучного второго, что и впечатлений я от него получал пропорционально больше. В остальном у нас просто очень хорошее продолжение сериала Marvel, ни больше ни меньше.

Кадр из фильма «Железный человек 3»

«Заклятие»

Не побоюсь этих слов: перед нами самый страшный фильм года. Джеймс Ван намешал здесь всего: призраков, демонов, одержимых, личной драмы двух демонологов, личной драмы большой дружной семьи. И все это подал в свойственной ему манере, легко переключаясь между поджанрами ужасов. Эффект надо просто увидеть: его очень сложно передать на словах.

«Тор 2: Царство тьмы»

У комиксов от Marvel на экране все намного лучше, чем у комиксов от DC. Ну это немудрено, марвеловский сериал построен на зрелищности и позитиве, тогда как дисишные отдают хорошей мрачнятиной. Иногда и у последних фильм выстреливает, но в  этом году все-таки побеждает мужик с молотом, которые дает космическим эльфам по щам, нежели мужик в красных сапожках.

«Стартрек: Возмездие»

Не во всем гладкий второй «Звездный путь», опороченный отечественной локализацией, все равно событие в мире кинофантастики. Ну, потому что так сложилось, да и фильм не так уж и плох, если подумать. Во всяком случае когда я соберусь пересматривать первую часть, я обязательно включу в просмотр и вторую.

«Охотники на ведьм»

Неожиданно хороший проект. Серьезно. Совсем не думал, что переосмысление сказки с не очень симпатичными мне актерами может мне так понравиться. Вроде бы ничего особенного, но подано не хуже соммерского «Ван Хельсинга», а местами даже полностью копирует его. В хорошем смысле.

Кадр из фильма «Охотники на ведьм»

«Джанго освобожденный»

Пусть фильм вышел в прокат не в этом году, но только в этом он докатился до России. И хорошо, что докатился. Я такого удовольствия от вестерна не получал очень давно. Конечно, то что он тарантиновский, чувствуется сразу, и жизнь некоторых персонажей не застрахована от внезапной смерти, но за подобную внезапность режиссера тоже очень любят.

«Хоббит: Пустошь Смауга»

Не стать Хоббиту призером моего чарта в этом году. В нем слишком много недостатков, на некоторые из которых я не могу закрыть глаза. Поэтому ни в коем случае не назову «Хоббита» фильмом года, однако быть в десятке лучших просмотренных в этом году картин ему не миновать. Надеюсь, к третьей части все встанет на свои места.

«Тихоокеанский рубеж»

Мы вошли в тройку лучших фильмов года, по моему скромному мнению. Если бы не представленные ниже фильмы, то «Рубеж» взял бы мой главный приз. Конечно, отсмотревшие его дома не поймут, что в этом фильме такого особенного, ценить «Рубеж» надо было только в кинотеатре. Невероятная графика, забористый экшен и бесподобное музыкальное сопровождение. Я редко выхожу из зала с горящими глазами и улыбкой до ушей. И это как раз такой случай.

Кадр из фильма «День Доктора»

«День Доктора»

Этот отличнейший, смешнейший, интереснейший, но по сути телевизионный проект попал в топ по счастливой случайности: его все-таки завезли в кинотеатры почти сотни стран мира, и он, на удивление самих его создателей, собрал полные залы. Ну что ж, кинотеатральный «Доктор Кто», как мы видим, тоже может сейчас сорвать банк и уйти домой счастливым. Еще более счастливыми вернутся с него поклонники, отметившие этим фильмом 50-летие любимого сериала.

«Гравитация»

Золотую чарку отдаю одному из своих любимейших режиссеров — Альфонсо Куарону. Он вновь снял шедевр, и, похоже, он не собирается снимать просто хорошие фильмы, он будет выбивать из зрителей слезы, останавливать их сердца и заставлять переживать все, что чувствуют герои на экране. Это талант, ничего уж не попишешь. В этом году Куарон выкинул зрителя в космос, и у зрителя возникло ощущение, что он забыл дома скафандр, поэтому кожей чувствовал все, что приготовил для него режиссер. 



Дарья Лошакова, Кирилл Илюхин


30.12.2013 17:21

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.