Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

«Избави нас от лукавого»: мракоборцы за работой

Постер фильма «Избави нас от лукавого»

Крики ужаса довольных зрителей, девичьи визги, несколько инфарктов и мокрые насквозь портки — признак очень хорошего ужастика, который и в кино посмотреть не стыдно, и DVD прикупить, чтобы раз в год лечить себя от запора. В свое время режиссер Скотт Дерриксон показал свой невероятный потенциал делать как раз такие хорроры, которые хотелось бы пересматривать, чтобы пугаться вновь и вновь. Два года назад он снял еще один ужастик, который понравился не столько критикам, сколько зрителю. Но, как и любой творец, он должен был рано или поздно начать двигаться дальше и расширить границы своего таланта мастера фильмов ужасов.


Скотт Дерриксон — режиссер, который умеет правильно подать потустороннюю тему. Подать хорошо, так, чтобы зрителю неповадно было. Он даже фильмы свои начинает с фразы «основано на реальных событиях», чтобы зритель начал дрожать уже в самом начале. «Шесть демонов Эмели Роуз», «Синистер», теперь вот «Избави нас от лукавого». Но, в отличие от первых двух историй, жанр режиссера немного сместился и накренился вбок, что моментально вывело оный из разряда «Писец какая страшная штука про призраков и демонов», отправив в разряд «Детектив-чародей против вампиров и оборотней». Да только это не Гарри Дрезден, не Джерико Кейн и даже не Фрэнк Шеттер. Это типичное кино Дерриксона, только из которого кто-то догадался вырезать все страшное. Зря только зритель пришел в кино с запасными штанами.

Кадр из фильма «Избави нас от лукавого»

Упомянутые выше личности в крайней степени не случайны. Картина Дерриксона частично бесстыже копирует «Порождение ада» с Норрисом, но, и это плюс, не успевает дойти до «Конца света» со Шварценеггером. То есть перед нами знакомая концепция: коп, вооружившись своим интеллектом, тягой к превозмоганию, черным юмором и такой-то матерью, идет бороться со злом, которое немного за гранью его понимания, да еще и в основе своей имеет религиозные домыслы. Это само по себе странное сочетание, а все странное при должной подаче начинает работать.

Вот, например, в данном фильме обнаружатся латинские надписи, сделанные во времена завоевания римлянами Карфагена и открывающие ворота в преисподнюю, — это нормально. Но для того чтобы изгнать демона, прошедшего через них, используют молитвы про Иисуса, который жил на три столетия позже — вот это уже странно, хотя рядовой зритель не просечет такого лихого несоответствия. Он даже не обратит внимания, что ни древний Карфаген, ни даже древние римляне в христианство до самого своего конца не верили, тем более до нашей эры, и демоны у них были тоже другие, божественные, своеобразные.

Кадр из фильма «Избави нас от лукавого»

Это я о чем: при должной подаче можно подобные факты описывать с каменным лицом матерого эксперта, и на определенной стадии зритель перестает относиться к этому как к бреду сивой кобылы и начнет, как и создатели картины, воспринимать содержание с большим интересом и даже уважением. В своих предыдущих лентах Дерриксон примерно так и поступал. Он не цеплялся за реализм и шел одновременно по проторенным дорожкам хорроров, попутно открывая в них какие-то новые грани и делая обычный с виду фильм про экзорцизм большой выжималкой кирпичей из человеческого организма.

Кадр из фильма «Избави нас от лукавого»

Сейчас все совсем не так. Дерриксон снял своеобразное мистическое бадди-муви. Главный герой, Сарчи (Эрик Бана), работает в специальном отряде патрульных копов и обладает даром находить себе приключения. Его напарник, Батлер (Джоэл МакХэйл), называет такое умение «радаром» и все время шутит на эту тему, даже не догадываясь, что это не случайное попадание напарника в переделки, а природная способность находить зло.

Этот самый «радар» втягивает напарников в череду очень странных событий: женщина, сойдя с ума во время прогулки в зоопарке, кидает своего маленького сына в ров; обычный маляр, пока работал, выпивает отравы и заворачивает себя в полиэтилен, а потом несколько дней разлагается прямо в подвале у своих заказчиков; бывший морпех избивает свою жену, а в промежутках между приступами ярости скребет пол своими пальцами. Все эти дела связаны, и копам придется найти невидимые нити этого повествования, чтобы добраться до сути. Именно для этого пригодится боевой католический священник Мендоса (Эдгар Рамирес), специалист по одержимости и экзорцизму.

Зооклипы? Похоже на мой любимой порносайт.
 
Батлер
Батлер
Полицейский-спецназовец

А где тут надо бояться? Ну, парочка нервных моментов, конечно, будет. В них, как и положено, предметы станут двигаться сами собой, человеческие тела — меняться до неузнаваемости, но если вырезать эти две сцены, то получится обычный такой детектив про очень крутых парней, готовых ко всему. Немного не то, чего вы ждете от ужастика, да?

По сути самое стоящее, что есть в проекте, и Дерриксон в этом плане большой знаток, это сцена экзорцизма в самом конце. Она длится довольно долго, и накала страстей в ней куда больше, чем во всем остальном двухчасовом действе. Я понимаю, ради нее весь остальной фильм и затевался, но что мешало добавить в него еще чуть больше страха? Или чуть больше одержимых, чтобы ползли по потолкам и ломали себе кости. Да, банально, но это лучше, чем показывать Ничего. Ничего тут за каждым углом и под каждой кроватью, а самая страшная вещь во всей картине — это мягкая игрушка-филин, которая принадлежит дочери главного героя. Она своим «У-ух!» хотя бы делает попытки напугать.

Кадр из фильма «Избави нас от лукавого»

Ну ладно, взглянем на фильм как на триллер. Сюжет необычен лишь наполовину, на всю вторую половину он чертовски шаблонен и заунывен. Эрик Бана просто физически не может дать своему персонажу больше эмоций, чем «У меня бровки домиком, я очень печальный и ранимый в душе персонаж». На этом фоне куда заметнее выделяется герой Джоэла МакХэйла, который знает, когда надо шутить, а когда это будет неуместным, поэтому имеет куда более богатый личный эмоциональный профиль. Вот только задвинут он на задний план, следом за накачанным, пьющим и курящим священником, персонажем Эдгара Рамиреса, который постоянно рассказывает душещипательные истории, ничего сюжету не дающие.

Кадр из фильма «Избави нас от лукавого»

В определенный момент этот триллер про копов (а давайте его называть именно так, ибо ужастиком он является с очень большой натяжкой) упирается в никуда и долго буксует на месте. Вроде как повествованию очень нужна семья главного героя, чтобы показать, насколько он несчастный человек, но после первой же сцены с ним все становится и без того яснее ясного. Он с точно таким же успехом мог приходить вечерами в одинокую квартирку и засыпать с бутылкой пива под помехи телевизора. В результате — куча ненужных, скучных сцен, из-за которых и без того проседающее повествование встает на месте и с упрямством осла не хочет с него сходить.

Кадр из фильма «Избави нас от лукавого»

Одно радует: прекрасный саундтрек с использованием песен группы Doors. Riders On The Storm, People Are Strange и другие не менее культовые вещи зазвучат на заднем плане, иногда музыкой, иногда только текстом. Вообще, было довольно забавно приплести в сюжет творчество группы, тексты песен которых дают подсказки главному герою в его умозаключениях. Doors работают на дьявола? А что, вполне логичный поворот в рамках данного фильма.

Но я все же не рекомендую бросаться в омут и сломя голову бежать смотреть эту ленту. «Избави нас от лукавого» — далеко не лучшее творение Скотта Дерриксона. Он снял его достаточно хорошо, но на определенном этапе забыл, ради чего все это начинал снимать, опомнившись только в самом конце, выдав еще один хороший эпизод экзорцизма для мировой кинокопилки подобных сцен. Да только мало этого всего. 

6
Зрелищность
6
Актерская игра
5
Сюжет
6
Итог
Средне
Итоговый вердикт:
Среднее кино, которое слишком нестрашное для хоррора и слишком скучное для детективного триллера. 
Смотреть?
Не стоит
Смотреть в кино?
Нет

 Кирилл Илюхин


29.08.2014 18:15

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.

(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.