Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
«Солнечный удар»: полный гид по МихалковуНовый фильм рекомендуется тем, кому понравился «Сибирский цирюльник», поскольку является его вольным продолжением, а также тем, кому не жалко три часа своего времени, ибо хронометраж непривычен для изнеженного полуторачасовыми блокбастерами организма. Никита Михалков давно уже больше, чем режиссер с «Оскаром» в кармане. Это и папенькин сынок, и политический деятель, и амбициозный продюсер своих детей, и вообще отец российского всего, наконец, интернет-мем, тем более после оглушительного фиаско сиквела-триквела «Утомленных солнцем». Впрочем, чтобы снять фильм, который стопроцентно не понравился всем, от квасных патриотов до насквозь проветренных либералов, от обожателей трэшнятины до утонченных эстетов — и для этого нужен талант. И не стоит наивно полагать, что Никита Сергевич пребывает в маразме или оторван от реальности подчистую, а только транжирит надаренные спонсорами народные деньги, левой пяткой снимая возмутительную чушь. То, что Михалков не просто в здравом уме и прочих сопутствующих вещах, но и следит за повесткой дня, наглядно доказывает его новый фильм «Солнечный удар», вобравший в себя все то, за что зритель Михалкова любит (или любил), и проигнорировавший то, за что сильно досталось предыдущим двум картинам. Ну разве что проволок Никита Сергеевич в сюжет свое «фирменное» очарование эпохой рубежа 19–20 веков, более всего проявившееся в «Сибирском цирюльнике», со всеми его восторженными «господа-господа», «милостивый государь», златоглавыми церквями, разгульными народными праздниками и прочими приметами «потерянного рая». Вообще, «Солнечный удар» в определенный момент может восприниматься как сиквел (ну ладно, этакий спин-офф) событий «Цирюльника»: безымянный поручик (до конца фильма он так и остался — «господин поручик») вполне мог быть одним из сокурсников Андрея Толстого и мелькать на периферии сюжета фильма 1999 года. И, как «Цирюльник» был «пронизан» моцартовским лейтмотивом «Женитьбы Фигаро», так и «Удар…» вращается вокруг «Арии Далилы» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». Впрочем, о музыке чуть позже… Возмущавшие в «Утомленных солнцем» зверства «красных палачей» на этот раз в кадре практически отсутствуют: антагонисты из рядов большевиков поданы аккуратно, местами интеллигентно (ну разве что Бела Кун совсем дурачок, одно слово, румын… болгарин... венгр… да какая разница), с определенной долей комизма в духе вполне официальных «Чапаева» или «Служили два товарища», например. Зло они, конечно, творят, но без «утомленносолнцевской» мясокровищи и садистского упоения, а так, буднично, по законам военного времени.
Простую мысль о том, что «Михалков в курсе», подтверждает отсутствие в кадре, например, самого Михалкова. Шуточки «про сыграл в эпизоде царя и хочет сыграть скромную роль Бога» претворились в микроскопическое камео в форме семейной фотографии Незнакомки (это получается главгерой наставил рога режиссеру? Чего делается-то!) да в личное исполнение финальной песни на титрах. Впрочем, призрак Михалкова незримо вселяется в каждого из персонажей: то корабельный фокусник-неудачник (Авангард Леонтьев) вдруг начинает говорить голосом Самого, знакомо закатывая глаза и выставляя вперед верхнюю челюсть, то у заросшего бородой персонажа обнаруживается известный прищур, а впрочем, может, это персональные проблемы зрителя, которому режиссер грезится, как Незнакомка поручику, в разных и совершенно не похожих людях. В определенном смысле «Солнечный удар» можно рассматривать как антологию всего прежнего творчества Михалкова. Про «Цирюльника» и «Утомленных солнцем» уже сказали, дальше — больше, разве что без «Урги» обошлось. Историческая переписка в начале картины напомнит о «телеграфном» зачине в «Свой среди чужих…», как и все пацанята в фильме, включая рокового Егория, выросли из тамошнего Казачонка. С «Рабой любви» объединит тема фотографий и съемок вообще, «Неоконченной пьесой…» повеет от прохиндея-фокусника, рассусоливающего о Марксе и про «пора валить», и в эпизоде с Чеховым-Тригориным… Все знакомо в этом мире. Должно быть камео Адабашьяна? Вот вам камео Адабашьяна. Ужаснула фраза «покажи сиськи»? Не покажут, хотя сексуальная сцена имеется, и, пожалуй, самое неудачное решение Михалкова было зарифмовать ее с работой поршневого механизма у парохода. Не понимали, куда делись миллионы бюджета «Утомленных солнцем-2–3»? В «Солнечном ударе» виден каждый потраченный рубль-доллар: оправдана и поездка в Швейцарию за единственным уцелевшим рабочим колесным пароходом, и он отработан на все 146%, декорации основательны, а уж перекрыть и замусорить ради съемок Потемкинскую лестницу и вовсе дорогого стоит. Бесила навязчивая промокампания «УС-2» на каждом углу и из всех утюгов? На сей раз прокатом занимается не сверхпафосное «Каро», а скромный DreamTeam, бодро сливший в этом году не один потенциально успешный релиз и сильно сэкономивший на рекламе «Солнечного удара». Нравилось, как Михалков работает с актерами? Сидите и наслаждайтесь отточенностью фраз, интонаций, акцентов, обыгрыванием неудачных шуток и полунамеками — из каждого персонажа выжат необходимый максимум эмоций. В кадре свежие лица, не примелькавшиеся ни в кино, ни в сериалах, в противовес набитому звездами под завязку «Предстоянию» или «Цитадели».
А вот теперь о том, чего нет из того, что ожидали… Нет собственно солнечного удара, той самой вспышки, или одержимости, или еще какой-то тонкой химии, которую и сам Бунин передает отстраненными описаниями и спутанными мыслями поручика, и, более того, совсем другую оценку Михалков дает этому адюльтеру, обрамив его «Арией Далилы». Если кто забыл ветхозаветный сюжет, то Далила выступала коварной соблазнительницей героя Самсона, благодаря которой он был взят в плен. Поручик и в целом армия в его лице предстают жертвами соблазнения от бытового (измена невесты) до идеологического (чтение Дарвина и прочий атеизм), из падения нравственности и вырастает (по версии Михалкова) мрачный 1920 год и роковая ржавая баржа, в которую в итоге превратился солнечный пароход из прошлого с прекрасной незнакомкой. Этот идеологический, без вопросов, выверт можно и не замечать, списав его, например, на михалковскую фирменную полифоничность, когда каждый персонаж (сколько бы он ни был противен режиссеру) получает право голоса, что наиболее ярко проявилось в «12». Впрочем, тут все зависит от вашего отношения к режиссеру и ваших политических убеждений. Нет музыки. Ну то есть она есть, та же ария, народные песни, романсы, но Эдуард Артемьев, заявленный как композитор, не написал ничего запоминающегося, ничего, что как-то бы тревожило, будоражило, передавало предощущение солнечного удара или его последствия. Внезапно много цитат из мирового кинематографа, что для Михалкова, вроде бы чуравшегося заимствований у коллег, даже странно: скромный речной пароходик приобретает зловещие черты «Титаника», по Потемкинской лестнице катится вниз коляска, набитая детскими игрушками, а сама структура повествования, когда герой в самый мрачный момент жизни вспоминает яркое прошлое, напомнит и «Часы», и «Айрис», и даже «Дневник памяти». Одна проблема — но это для зрителя, не для режиссера — и, к сожалению, основополагающая: перечисленные фильмы не отягощены историческим пафосом, основываясь на личных переживаниях героев, а яркие воспоминания представляются главным убежищем от невзгод в настоящем. У Михалкова же финал белогвардейского движения перетягивает на себя эмоциональные и смысловые акценты, оказывается, прошлое — не убежище, оно источник нынешних бед. Кому сочувствовать? В чем сопереживать? А мы ведь хотим переживать?
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.