Владимир Мирзоев: Екатеринбургские актеры — люди не циничные

Фото © Weburg.net

Театральный и кинорежиссер Владимир Мирзоев — не частый гость в провинции, однако в Екатеринбург он приезжает второй раз за год. Если весной он в Театре драмы ставил комедию (номинально, ибо во время просмотра, помимо смеха, начинаешь чувствовать тоскливый ужас бытия) Александра Островского «Доходное место», то в начале зимы приехал с мастер-классом на фестиваль «Кинопроба», который проходил в уральской столице с 1 по 5 декабря.

В плотном графике Мирзоев нашел полчаса и для корреспондента Вебурга.

Биографическая справка

 
Родился 21 октября 1957 года.
Учился на дефектологическом факультете МГПИ им. В. И. Ленина.
Однако в 1976 году поступил, а в 1981 году окончил ГИТИС (факультет — режиссура цирка, мастерская М. Местечкина). С 1987 по 1989 год — художественный руководитель Театра-студии «Домино» в Творческих мастерских при Союзе театральных деятелей России.
В декабре 1990 года в Торонто (Канада) основал театральную компанию «Horisontal Eight» («Горизонтальная Восьмерка»).
Поставил спектакли в Театре им. К.С. Станиславского, в Театре им. Е. Вахтангова, в Русском драматическом театре в Вильнюсе.
Преподавал и вел мастер-классы в Мичиганском университете, Университете Торонто, Йоркском университете (Торонто) и др.
Лауреат Государственной премии РФ.

Фильмография:
 

— На «Кинопробе» вы проводили мастер-класс о разнице между актером театра и кино, а может, полезнее было бы провести мастер-класс по привлечению к своему проекту продюсеров. У вас, насколько я знаю, такой опыт есть, ведь вы все фильмы делаете без господдержки, с независимыми продюсерами?

Владимир Мирзоев: Для меня это всегда рулетка, найти человека, который готов вложить свои средства, пусть небольшие даже в сравнении с теми суммами, которые выделяет Министерство культуры или Фонд кино. Поэтому для меня очень важно выбрать правильный сценарий, правильный подход к производству, а вот как таких людей находить, я не знаю. Всегда это случалось по какому-то счастливому стечению обстоятельств: либо люди приходили на мою премьеру, либо это мои друзья. Я не могу рассказать о том, как успешно ходил по кабинетам и кого-то убедил. Так не происходило никогда.

— Последний на сегодня фильм вы снимаете также с независимыми продюсерами?

Владимир Мирзоев: Да, это деньги моих друзей. Им понравилась картина «Борис Годунов», им было интересно посмотреть, что я могу еще сделать. И это не супербогатые люди, которые спокойно тратят сотни тысяч долларов, просто они люди культуры.

— Обычно вы не распространяетесь о своих проектах до того, как завершите работу, но, может быть, хоть что-то расскажете?

Владимир Мирзоев: Говорить о нем подробно я не хочу, будем делать хитроумную рекламную кампанию, и в рамках этой кампании как раз и будем рассказывать о нем. Могу сказать, что он очень камерный и будет называться «Ее звали Муму». Никакого отношения к Тургеневу, конечно, нет.

— Вы выпустите кино в прокат?

Владимир Мирзоев: Нет, будем выкладывать в интернет.

— Но у вас же получилось показать «Бориса Годунова», что называется, своими силами…

Владимир Мирзоев: Фильм показали в Москве в двух кинотеатрах, в Питере, в Екатеринбурге, насколько я знаю, во всех городах-миллионниках — преимущественно в клубных кинотеатрах. Кинотеатры сами стали обращаться ко мне, как только фильм слили в сеть. Я не отказывался: в экономическом смысле эти показы, конечно, не дадут ничего, просто приятно, что кино увидели.

— Сейчас модно стало искать деньги на кино с помощью краудфандинга, у вас, я знаю, и такой опыт есть…

Владимир Мирзоев: Да мы уже собрали деньги, но не приступили, потому что серьезно нужно переписывать сценарий, только с идеальным сценарием имеет смысл работать. Надеюсь, перепишем его в ближайшие два-три месяца и начнем.

— Если продолжить вопрос, с которого я начал интервью, то как, по-вашему, решить такое противоречие: фестиваль «Кинопроба» каждый год открывает массу дебютантов, однако в итоге большинство из них как-то растворяется и российское кино остается там, где остается. Может, правда, нужны все-таки другие мастер-классы?

Владимир Мирзоев: Это точно не проблема фестиваля. Давайте мыслить логически. Это проблема дальнейшей карьеры. Где сегодня проще всего устроиться бывшему дебютанту? Скорее всего, на телевидении, на сериалах. Чтобы они не прокисали, а совершенствовались, и чтобы не только их кошелек пух, должен быть другой уровень сериалов, вроде «Игры престолов», или «Родины», или «Безумцев». И значит, мы переадресовываем ваш вопрос людям, которые программируют наше телевидение.

— Но ведь и на американском телевидении это поняли не сразу…

Владимир Мирзоев: Это поняли, как только стало очевидно, что аудитория уходит из кинотеатров, что человеку проще посмотреть кино после работы дома в комфортной обстановке. Этот путь и наш тоже, и этим путем должны двигаться дебютанты.

— Как вы отбираете своих актеров? Вот Максим Суханов появляется у вас в каждом фильме и почти в каждом спектакле…

Владимир Мирзоев: То, что одни и те же лица на экране кочуют из фильма в фильм, связано с тем, что бюджеты небольшие и время на съемки ограничено. Так что вполне логично, что я возьму актера, который ориентируется перед камерой, делает свою работу профессионально четко.

Я сотрудничаю со студентами, у которых преподаю, не со всеми, конечно, с теми, которые мне интересны, с кем возникает духовно-творческая близость. К тому же в моей кочевой жизни, когда я перемещаюсь из театра в театр, есть несомненный профессиональный плюс: я знакомлюсь с интересными актерами. Если возникает человек, которого я чувствую как соавтора, то хочу продолжить работу с ним дальше. С Андреем Мерзликиным, например, так и было: сначала я работал с ним в театре, потом позвал в «Бориса Годунова».

— Насколько я знаю, постановка спектакля в Екатеринбурге была для вас первым опытом работы в провинции? Были ли какие-то ожидания от уровня труппы Театра драмы?

Владимир Мирзоев: Я делал кастинг по скайпу. Я не большой любитель гаджетов, но если есть необходимость, то готов применить. Алексей Бадаев, директор театра, помог организовать процесс: люди приходили в его кабинет, общались, читали кусочки, я смотрел, делал выбор.

Уровень актеров не разочаровал. Мне кажется, это высокий уровень мастерства, это люди не циничные, не прокисшие в своей профессии, готовые к эксперименту. Это очень важно, чтобы актер не застревал в одной системе мышления, в одном языке. Было комфортно работать с труппой.

— Когда вы начинали работать, вы сразу предполагали изменить финал пьесы Островского?

Владимир Мирзоев: Когда я приступаю к репетициям, я не представляю, что получится в итоге, я не сочиняю спектакль дома. Я делаю его в соавторстве с труппой: варим, разбираем, сочиняем форму. Когда я приступал к проекту, я могу сказать только то, что мне интересен текст и тема. И что с этой компанией мне интересно работать.

— Чем же интересен сегодня Островский?

Владимир Мирзоев: В пьесе представлена наша, так называемая русская, система барства и холопства, которая потворствует воровству и коррупции. И эта модель рассмотрена не только с точки зрения социальной антропологии, но и сталкивается с индивидуальным идеализмом. Жадов противопоставлен остальному миру как человек, который пытается остаться чистым, идти своим курсом. И это мне кажется интересным, потому что, вспоминая и свою юность, которая пришлась на 70-е годы, и видя нынешнюю молодежь, я думаю о том, насколько трудно не смешаться с этой удушливой атмосферой, самосохраниться и идти своим путем. И это опять же к вопросу о дебютантах.

И мне было интересно показать, насколько токсична эта среда, как легко она тебя захватывает, перемалывает и усваивает, если дашь слабину. Это очень важно для любого молодого человека

— И все же вы лишили героев хэппи-энда, который был у Островского…

Владимир Мирзоев: Мне кажется, важна не финальная декларация, а то, что этот человек, все проиграв, остался собой. Не стал Вышневским или Белогубовым. Мне хотелось, чтобы финал был образный, где я вижу живого человека в царстве мертвых.

— В начале нового сезона было объявлено о вашей будущей постановке в Театре драмы по «Преступлению и наказанию», в какой стадии работа?

Владимир Мирзоев: В данный момент проект заморожен, так что мне сказать особо нечего. Может быть, все переменится, всякое бывало. Сейчас в театре им. Пушкина я работаю над «Вишневым садом», для меня это пьеса о катастрофе.

Спектакль «Доходное место»
27 ноября, в 18:30
Екатеринбург, ул. Октябрьская площадь, 2

— Вы говорили о том, как найти своего актера, а как вы ищете свою драматургию? Насколько я понял, вы ставите преимущественно классику?

Владимир Мирзоев: Нет, я довольно много ставил современных авторов: Алексей Казанцев, Ольга Михайлова, с пьесы которой вообще началась моя режиссерская карьера, ваш Олег Богаев, Михаил Угаров. Как ищу? Что-то услышал, кто-то прислал, по-разному все происходит. Я ищу качественную драматургию и сейчас, например, вижу, что новая драма преимущественно киногенична и она не просится на сцену в моем понимании.

— То есть для вас есть разница между драматургией для театра и для кино?

Владимир Мирзоев: Разница радикальная. Новая драма — драматургия социального беспокойства и по природе своей натуралистична. Даже если это не документальный театр, она все равно работает в безусловном социальном и политическом пространстве и просится на телевидение и в кино.

Театральное пространство — это условное, концентрированное пространство, которое предназначено для поэзии в широком смысле слова, а не прозы современной жизни.

Кинорекомендация Владимира Мирзоева

 
Владимир Мирзоев: Я не очень плотно слежу за современным кинопроцессом, но кое-что вижу. Мне показался интересным фильм Михаила Брашинского «Шопинг-Тур», потому что он минималистски сделан, скупыми средствами, но очень здорово придуман.

— Довольно странно услышать от вас похвалу жанровому кино…

Владимир Мирзоев: Мне кажется, что оно только притворяется жанровым кино. Я увидел там другое: фильм в жанре псевдоужастика на самом деле очень многозначительный, и это мне близко, я сам, может, и неспособен сделать такое же кино, но я как зритель оценил это и принял.

Я с удовольствием работал бы в жанре детектива, как и делал, когда экранизировал роман Игоря Сахновского. «Человек, который знал все» — это классический детектив с элементами фантастики. Это мне близко, потому что здорово написано, интересно и глубоко. Я считаю, что в любом жанре можно делать интересные глубокие вещи. Я, например, поклонник Альфреда Хичкока, но ценю я его не потому, что люблю детективы или триллеры шпионские, а потому, что это выдающийся кинематограф, изобретательно сделанный.

 

 

Текст: Алексей Еньшин


08.12.2014 18:27

Комментарии свернуть

В настоящий момент комментариев нет

Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте для возможности комментирования и голосования.

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Ложкин А. Б.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э.Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620137, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 1К, пом. 75. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
или
Регистрация
Вход

Внимание! При заполнении формы регистрации допущена ошибка:

Внимание! При заполнении формы регистрации допущены ошибки:

Некорректный логин

Пользователь с указанным логином уже зарегистрирован

Такой логин запрещен согласно правилам форума, выберите другой

Некорректные данные в поле «E-mail» или такой e-mail уже зарегистрирован

Длина пароля должна быть не менее 6 символов

Поле «Пароль» заполнено неверно, допустимы только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Логин совпадает с паролем

Вы не прошли проверку. Докажите, что вы человек, и установите флажок в поле "Я не робот"

При регистрации произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы

  
Не менее 2-х символов. Логин должен состоять из латинских символов, цифр, одинарного дефиса или точки, начинаться с буквы и заканчиваться буквой или цифрой и содержать не более 30 символов.
показать пароль
Пароль нужен для авторизации на портале и в почтовой службе. Не менее 6-ти символов, допускаются только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Используется для восстановления пароля

Поздравляем!

Вы зарегистрировались на портале Вебург!

Для получения возможности оставлять комментарии на портале, пожалуйста, подтвердите адрес электронной почты, перейдя по ссылке из письма, которое мы только что отправили вам.


(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.