Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

«Хоббит: Битва пяти воинств»: деремся и разбегаемся

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

Существует несколько масштабных проектов, критические обзоры на которые — уже по традиции — пишут оба кинокритика Вебурга. И «Хоббит» Питера Джексона — один из них. Самый ожидаемый кинопроект года накануне вышел в российский прокат. Ждем официальных цифр о сумме кассовых сборов «Битвы пяти воинств» за первый уикенд и читаем рецензии.

Выжив после нападения дракона Смауга (вторая часть), жители Озерного города направляются к Одинокой горе за сокровищами. Аналогично поступают и эльфы во главе с королем Трандуилом (Пейс). Отряд Торина (Армитедж) пытается защищаться и вызвать подкрепление. Главный герой трилогии — хоббит Бильбо (Фриман) — в это время пытается посеять «ростки» мира между всеми до нападения армии орков и гоблинов.

Кирилл Илюхин:

Ну что, господа, настало время прощаться. В последний раз наш караван заходит в волшебный край посреди Арды. Гномы, эльфы, хоббиты, Истари, орки, тролли, гоблины, орлы, умертвия и… эээ… гигантские земляные черви (нет, я не курил) — все эти существа придут с нами попрощаться. Да, профессор Толкиен, режиссер Питер Джексон и сценарист Гильермо Дель Торо завершают свой экскурс в Средиземье длиной в 13 долгих лет. Я осознал факт окончания, только когда начались финальные титры, и поэтому мне очень резко понадобились носовые платочки. Ну как же без этого…

Но не стоит себя обнадеживать, практика показывает, что фильм начнет блистать всеми своими красками только в режиссерской версии, которая, по сложившейся традиции, будет на голову выше кинотеатральной и на аршин ближе к первоисточнику. Не совсем понятно, как второе будет распространятся на фильм, где нет практически ничего, кроме экшена и драмы. Но Джексон может все, это он уже тоже не раз доказывал.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

Ну а пока я взгляну на кинотеатральную версию. К ней есть несколько претензий. Во-первых, ряд идиотичных моментов вроде боевой леди Галадриель, способной поднять пусть и не молодого, но явно не сто граммов весящего мужика, а потом еще врезать в глаз довольно сильному Мая из темной эпохи. Это смотрится, конечно, зрелищно, но наигранно, а местами даже не очень-то уместно. Упомянутые гигантские черви, будто сбежавшие из «Дюны», тоже напрягают неслабо. Джексон подметил, что Гендальф еще во «Властелине колец» (книге) упоминал подобных тварей на дне Казад Дума, но что-то сомнительно, что орки насобачились ими управлять. И если таки насобачились, то сама концепция битвы пяти воинств теряет всякий смысл, ведь с такими тварями орочий род мог уже пустить красную ветку метро «Ангмар — Минас-Тирит» и не участвовать во всех этих вооруженных столкновениях.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

Во-вторых, логики тут негусто, все ушло в угоду зрелищности. Джексон будто бы понял, что распиливание маленькой книжки на три фильма — это даже для него перебор, и поэтому просто нажимает на гашетку пулемета «Максим», стреляя в зрителей первосортными новозеландскими спецэффектами. Сражения, сражения, битвы, дуэли, сражения, опа — Бильбо, сражения… Иногда возникают ситуации, когда Бильбо показывают только лишь затем, чтобы зритель не забыл о том, кто тут, собственно, главный герой. И ведь во всей этой межрасовой кутерьме забыть об этом довольно легко.

Причем эта самая межрасовая кутерьма противоречит главной терминологии. Ну вот в книге была такая битва пяти воинств, где сошлись в битве пять рас (гоблины, варги, люди, гномы, эльфы, а также подоспевшие позднее орлы с беорнингами). Джексон же делает битву не то десяти воинств, не то пятнадцати, вспомнив практически всех, кто у него появлялся раньше, и добавив немного новых расовых меньшинств. Это почти как батальный винегрет в первых «Хрониках Нарнии», только красиво.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

Конечно, как я уже сказал, не все хорошо, и наверняка самая вкуснятина попадет в режиссерскую версию, ибо финальная битва пусть и масштабна и продолжительна, все же по своей интриге и постановке очень далека от сражения за Хельмову Падь или битву на Пеленнорских полях. Быть может, потому, что фильм вышел слишком ярким и бескровным, чтобы воспринимать его как серьезного «Властелина колец»? Очень даже может быть. Спецэффекты спецэффектами, но если уж начали превращать детскую сказку в эпичное фэнтези, то хотя бы черную кровушку оркам надо было оставить. А то как-то… ну, мелко это все.

И тем не менее все, что я увидел в этом фильме, на три-четыре головы выше «Пустоши Смауга». Здесь даже гномо-эльфийская любовь выглядит чуть менее навязанной и притянутой и смотрится как-то очень миленько и даже приятно. Я ее не оправдываю, она просто уже не так треплет зрительские нервы.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

Но мне кажется, что последнего «Хоббита» и так придется смотреть, даже несмотря на все его многочисленные недостатки. Последний шаг в Средиземье, один из самых масштабных фэнтези-фильмов на долгие годы вперед, и упускать возможности посмотреть картину в кино, да еще и в формате HFR 3D, никак нельзя. Редкое зрелище и последний шанс отправиться в Средиземье через большой экран. Это стоит любого времени и любых денег.

Дарья Лошакова:

Все опять завершилось битвой: отсюда и название и неактуальное уже после выхода второй картины оригинальное имя первоисточника «Туда и обратно». Если вы думаете, что «Битвой пяти воинств» Джексон с продюсерами назвали завершение трилогии ради красного словца (мол, там битва присутствует, разбудим же любопытство зрителей с ее помощью), то — и это не спойлер, ребята — никак нет. Триквел «Хоббита» — это битва, и точка. Одна большая, местами странная, местами поражающая даже наше критически настроенное воображение зрелищная, невероятная битва.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

И если с термином «битва» все понятно, то с цифрой не совсем. Учитывая тот факт, что картина является заключительной, у режиссера словно срывает чеку, и в расход (читай — в эту битву) лезут вообще все, кого мы хорошо знали и не очень, о ком помнили и кого слегла позабыли. В этом месиве несколько теряется, казалось бы, главное — сам хоббит Бильбо — главный герой и персонаж, движущий (по крайней мере в книжной версии) сюжет вперед.

Если представить трилогию Питера Джексона автомобилем, едущим по дороге, то в первой серии он едет аккуратно, не спеша, внимательно рассматривая и останавливая взгляд на интересных деталях за окном. В середине истории машина разгоняется до хорошей скорости, а к третьей части, почувствовав полную свободу, водитель давит педаль газа в пол и, наплевав на мелочи, устремляет взгляд вперед, уносясь вдаль. За ним — лишь пораженные зеваки и облако тумана. Что это было? А это была самая зрелищная, да что там скакать по частным эпитетам, самая лучшая многоходовая экранизация последних лет, не среди фэнтези, а в общем и целом.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

Сложно говорить, изменил ли Питер Джексон мир, взявшись за «Властелина колец» и «Хоббита». Киноиндустрию он точно сделал интереснее. И здесь аплодировать уместнее стоя. Если же рассматривать только «Битву пяти воинств», то, да, она превосходит «Смауга» по части зрелищности и динамики, но не лишена мелких недостатков.

Можно несколько укорить режиссера за небольшую «рванину» в эпизодах: тут странный переход от одной сцены к другой (как будто пропустили кусок), а тут слишком растянутое действие. Те, кто сможет закрыть глаза на экшен и спецэффекты и рассуждать по ходу развития действия логично, найдут несколько таких моментов без особого труда. Эта буксовка некоторых сцен, пожалуй, единственное, за что есть зацепиться критическому взгляду рецензента. В остальном — сплошной восторг зрителя, предвкушение завершения трилогии и светлая грусть на финальных титрах. На наших глазах завершилась целая киноэпоха.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

Чтобы доказать, что Джексон — король батальных сцен, снимать «Битву пяти воинств» было совсем не обязательно. Другое дело — вдоволь «поплавать» в любимой «воде». Война для режиссера не столько экшен, сколько нечто сакральное и поднимающее уровень жизнелюбия и духа на недосягаемую высоту. Смерть же здесь не физиологична, а скорее ритуальна, но при этом никакой искусственности.

Удерживая наше внимание какие-то нереально долгие сроки (какое там в телефоне на сообщение ответить, дышишь-то через раз), Джексон показывает нам битву Добра со Злом — не какую-нибудь условную и сказочную, а самую настоящую. Война — грань, перейдя которую, уже никто не сможет скрыть своего настоящего лица и принадлежности к силам Света или Тьмы, это определяющее понятие для режиссера, и он делает его определяющим для всей трилогии. Бильбо здесь как будто теряется, но все же остается главным героем истории. Маленький, добродушный хоббит оказывается центром всего этого эпического полотна — не воин, не мудрец, не колдун, не защитник.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

В отличие от сказочных первых двух частей, «Битва» — это «древнегреческий» эпос, пафосный и беспощадный. Любители батальных сцен не будут разочарованы: десятки тысяч гномов, эльфов, орков, боевые маневры, засады, осады, сражения не на жизнь, беспрестанная смена локаций и градуса съемки. Знал ли сам Толкиен, когда писал своего «Хоббита» для детей, что из этой нетолстой книжицы выйдет трилогия, покорившая мир?

Есть моменты удачные, есть весьма спорные и даже странные. Есть криво выписанная любовная линия. Есть игра актеров (в особенности Фримана и Армитеджа), от которой приходишь в почти детский восторг. Есть концовка, которая (не будем спойлерить) понравится далеко не всем.

Стать классиком при жизни, создав по сути сагу для самого что ни на есть массового зрителя — интересно, каково это? Будем общаться с Питером Джексоном лично — обязательно спросим!

10
Зрелищность
9
Актерская игра
8
Сюжет
9
Итог
Просто вау!
Итоговый вердикт:
Итоговый вердикт итогового фильма для самой знаменитой саги от одного из самых знаменитых и талантливых режиссеров современности будет простым: «Иди и смотри!»
Смотреть?
Обязательно
Смотреть в кино?
Обязательно

Дарья Лошакова, Кирилл Илюхин


12.12.2014 18:39

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.