«Левиафан»: все оттенки серого

Кадр из фильма «Левиафан»

Россия в миниатюре или «Зачем такое показывать Западу?» — «Левиафан», четвертый фильм Андрея Звягинцева, за последние несколько месяцев стал настоящим яблоком раздора, поссорив между собой даже ту часть населения, которая не то что не являлась кинокритиками, но и фильмы смотрела пару раз в год, да и то преимущественно совсем не отечественного производства. 

Автомеханик Николай (Серебряков) живет в северном городке в собственном доме с женой Лилей (Лядова) и сыном от первого брака Ромой (Походаев). Вместе со своим старинным армейским другом, а ныне столичным адвокатом Дмитрием (Вдовиченков) Николай будет решать проблему — защищать собственное жилье и землю от посягательств мэра (Мадянов). 

Здесь можно начать перечислять тот сонм наград — от приза на Каннском международном кинофестивале за сценарий до «Золотого глобуса» за лучший фильм на иностранном языке; непременно упомянуть невероятное для нашей страны везение на «Оскаре» — попадание в лонг-лист, шорт-лист, а теперь и в непосредственный список номинантов, что означает, что 22 февраля российская лента может получить заветную для всех кинематографистов золотую статуэтку.

Забавно, что ни одно из этих событий так не всколыхнуло общественность, как: а) критика в адрес Звягинцева и «Левиафана» от некоторых представителей власти и церкви и б) «утекание» картины в сеть до официального релиза. Рассуждать сейчас о том, был это заблаговременно распланированный пиар-ход продюсеров или же картину действительно слили, не будем. Интернет по сути помог «Левиафану» стать максимально близким к народу фильмом, привлек внимание как простых зрителей, так и прокатчиков, отчего, в конце-концов, отечественный продукт вышел накануне в широкий прокат рекордным количеством экранов (650 вместо планируемых 300).

Кадр из фильма «Левиафан»

Словом, «Левиафан» уже не картина и тем более не фестивальная картина, она стала событием, шоу, мемом, новым кинотрендом, если хотите. Лента вошла в топ-списки лучших фильмов 2014 года всех уважаемых киножурналов и киноресурсов. Поэтому на произведение Звягинцева можно смотреть с двух разных сторон: поплыть по «течению», что уже сформировалось, почитать критику, посмотреть награды, вспомнить охи, ахи, вздохи, оды и пасквили и попытаться во всей этой какофонии найти собственное мнение. Либо попытаться взглянуть на режиссерскую работу Звягинцева непредвзято, забыть об «оскаровских» надеждах и хайпе, отдать зубоскалам термин «чернуха» и просто посмотреть очередную драму о судьбах России, которую без всего этого скандала вокруг едва ли заметил бы типичный представитель массовой аудитории. 

Шум, созданный вокруг фильма, мешает оценить его по достоинству (а низкая оценка — это тоже оценка, согласитесь). Чисто гипотетически прибавим сюда «Оскар», и к ленте будет уж совсем не подобраться.

Кадр из фильма «Левиафан»

«Левиафан» — это не переложение библейской притчи об Иове, вернее, это не только отголосок этого «произведения». История фильма началась с короткометражки «Апокриф», которую Звягинцев снимал для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя» и которая в окончательной версии в эту киноработу не вошла (зря, как мы считаем). На съемках режиссер услышал историю сварщика Марвина Джона Химейра, чью небольшую мастерскую вытеснял бетонный завод. Рабочий сел в бульдозер, снес все ограждения и еще несколько зданий в административном центре, а затем покончил с собой, так и не вынеся кругов бюрократического ада. Позже Звягинцев нашел еще пару похожих историй, в том числе и в философском трактате Гоббса. На этом костяке и был «выстроен» «Левиафан», одни видят в котором лишь исключительно негативную сторону России с коррупцией и бюрократией, а другие — противоборство обычного человека с машиной властьимущих.

Андрей Звягинцев в своей карьере последователен, «Левиафан» же выглядит не как шаг, а скорее как прыжок: смелый, дерзкий, прямой, уверенный, без аллюзий — прямо в лоб. Единственно, чтобы понять это (и причины, почему лента так громко «выстрелила»), нужно посмотреть его предыдущие работы. Он не отказался от мифологизации и метафизики, однако, по сравнению с дебютными «Возвращением» и «Изгнанием», здесь — сама жизнь. 

Кадр из фильма «Левиафан»

Здесь не все кажется правдоподобным, здесь есть претензии к самой истории и местами есть где крикнуть субъективное «Не верю!», хотя Михаил Кричман и «закрывает» все своим классическим стилем съемки под условным названием «красота повсюду». Здесь есть вопросы, на которые не дается ответов: и не потому, что режиссер хотел задать их зрителю в надежде на их активную работу мозга, нет, Звягинцев, по-моему, сам не знает ответы. Едва ли это приговор стране, и пусть выглядит это так, все это лишь верхний пласт «Левиафана», копая в котором глубже и глубже, можно найти что угодно, даже огромный скелет кита, а не только чувство стыда за то, как нашу страну видят на Западе.

Звягинцев не плетет, а рубит — довольно прямолинейно и грубо. Он за ярость и обреченность: полутона здесь не очень уместны, за яркими образами и множеством действующих лиц (впервые, кстати, у режиссера в фильма их так много) оттенки толком не увидать.

Кадр из фильма «Левиафан»Это одновременно и социальная драма, и новелла, и сатира, местами триллер, мгновениями — та пресловутая «чернуха», что никак не дает покоя зрителю. Если бы нам нужно было бы выбирать жанр для «Левиафана», то это была бы, скорее всего, парадоксальная сатирическая трагедия.

Треугольник «церковь-власть-народ» здесь неравносторонен. А позорит это нашу страну или показывает ее неприглядную действительность — каждый решает сам. Всегда проще признать реальность, нежели отвергать ее. Это не лучший фильм Андрея Звягинцева, просто потому, что не хочется так говорить. Его картины вообще лучше всего воспринимаются в связке. «Левиафан» — новый и достаточно большой шаг режиссера внутри собственного стиля и мировосприятия. В жанре трагедии в российском современном кино этому человеку равных нет. И это будет поважнее «Глобусов» и «Оскаров».

Кадр из фильма «Левиафан»

Левиафан — ветхозаветное морское чудовище — это и есть фильм Звягинцева, погружающий в пучину беспросветности, мира, где добро не побеждает, где зло не наказывается, где просящему не воздается. Все виноваты во всем. Где же место для духовности между бедностью, бюрократией, водкой, матом, шансоном и беззаконием?

8
Зрелищность
9
Актерская игра
8
Сюжет
8
Итог
Надо смотреть
Итоговый вердикт:
Сложное и жесткое высказывание в современном российском кино. Страна в миниатюре, показанная через одну историю одного маленького серого северного города и его жителей. Это большое кино сложно и полюбить и возненавидеть, но гораздо сложнее принять факт его существования.
Смотреть?
Да
Смотреть в кино?
Сложный вопрос, учитывая отцензурированную версию в прокате

Дарья Лошакова


06.02.2015 18:30

Комментарии свернуть

Показывать: Новые Популярные
Avatar
   Личное дело kemour    6 Февраля 2015, 19:14
проблема звягинцева в через чур серьезном отношении к жизни. это мешает его фантазии и чувству юмора. при том, что "елена", например - шедевр, как по мне, "левиафан слишком прост, предсказуем и документален. я так понимаю, снимая его, звягинцев пытался сделать азбуку для тех, кого каким-то чудом обошло осознание всей непостижимости российской (да и вообще) действительности. скажем, меня в 16 лет, впечатлил бы фильм, но сейчас просто - обычная документалка. снята качественно, да, но фантазии нет. "Левиафан" не добавляет тьмы больше, чем у тебя уже есть, в отличие от "Груза 200", например. Вот у Балабанова было больше цинизма, юмора, вкуса. Поэтому он смог снять креативную чернуху с идеальным саундтреком, картинкой, сюжетом. А Звягинцев здесь слишком топорен, прямолинеен.
0
 
Avatar
   Личное дело kemour    6 Февраля 2015, 19:18
Вся соль в том, что фильм можно не смотреть. Сам факт его появления у нас в отредактированной, с вырезанным матом версии - уже чернуха. Это такое дно, такое НЕПОСТИЖИМОЕ ДНИЩЕ, что просмотр самого фильма становится необязательным.
3
 
Avatar
   Личное дело kemour    6 Февраля 2015, 19:44
Кстати, сорри, сначала написал и только потом прочитал рецензию. Хорошая. И оценки я выставил бы точно такие же. Но вот насчет сатиры - ну ее тут капля в море занудства, грубо говоря. Потому я и считаю "Груз 200" на голову выше, "художественней", там сатира доминирует, не слишком тонкая, но и не слишком заметная - идеально, со вкусом.
1
 
Avatar
   Личное дело ghjcnjzif    7 Февраля 2015, 9:29

проблема звягинцева в через чур серьезном отношении к жизни. это мешает его фантазии и чувству юмора. при том, что "елена", например - шедевр, как по мне, "левиафан слишком прост, предсказуем и документален. я так понимаю, снимая его, звягинцев пытался сделать азбуку для тех, кого каким-то чудом обошло осознание всей непостижимости российской (да и вообще) действительности. скажем, меня в 16 лет, впечатлил бы фильм, но сейчас просто - обычная документалка. снята качественно, да, но фантазии нет. "Левиафан" не добавляет тьмы больше, чем у тебя уже есть, в отличие от "Груза 200", например. Вот у Балабанова было больше цинизма, юмора, вкуса. Поэтому он смог снять креативную чернуху с идеальным саундтреком, картинкой, сюжетом. А Звягинцев здесь слишком топорен, прямолинеен.

Такие "документалки" снимают некоторым людям пелену с глаз , согласен в кинотеатр на оцензуренную версию идти не стоит , для меня фильм немного напоминает " Груз 200" Балобанова , смотреть обязательно , но второй раз - не думаю . Сам побывал в шкуре главного героя в " великом" городе Берёзовском Свердловской области , чудом от тюрьмы отмазался , но урок на всю жизнь , в этой стране процветает не " Молодёжка ", а " ЛЕВИАФАН",
2
 

Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте для возможности комментирования и голосования.

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Ложкин А. Б.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э.Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620137, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 1К, пом. 75. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
или
Регистрация
Вход

Внимание! При заполнении формы регистрации допущена ошибка:

Внимание! При заполнении формы регистрации допущены ошибки:

Некорректный логин

Пользователь с указанным логином уже зарегистрирован

Такой логин запрещен согласно правилам форума, выберите другой

Некорректные данные в поле «E-mail» или такой e-mail уже зарегистрирован

Длина пароля должна быть не менее 6 символов

Поле «Пароль» заполнено неверно, допустимы только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Логин совпадает с паролем

Вы не прошли проверку. Докажите, что вы человек, и установите флажок в поле "Я не робот"

При регистрации произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы

  
Не менее 2-х символов. Логин должен состоять из латинских символов, цифр, одинарного дефиса или точки, начинаться с буквы и заканчиваться буквой или цифрой и содержать не более 30 символов.
показать пароль
Пароль нужен для авторизации на портале и в почтовой службе. Не менее 6-ти символов, допускаются только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Используется для восстановления пароля

Поздравляем, вы зарегистрировались на портале Weburg.


(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.