Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

«Головоломка»: плачь-плачь, танцуй-танцуй

Кадр из фильма «Головоломка»

Тем, кто следит за развитием современной анимационной индустрии, имя Пита Доктера скажет все и сразу. Ведущий режиссер культовых Pixar, именно он был режиссером и сценаристом «Вверх», сценаристом «ВАЛЛ-И», придумал чудовищно прекрасную реальность и подарил нам «Корпорацию монстров». Свою руку «оскароносный» создатель главных мультипликационных премьер последних лет не приложил разве что к еще одному объективному шедевру Pixar — «Рататую». В остальном его, а также Джона Лассетера и Брэда Берда можно смело называть главными именами в западной полнометражной анимации, что мы с легкостью и делаем.

Ну а когда в мировой прокат после относительного затишья главная по мультфильмам студия выпускает новую оригинальную (уже даже на стадии промо) работу под режиссурой этого же Доктера, советы наподобие «сходите в кино» выглядят довольно жалко. Вне зависимости от того, что написано в этой рецензии, что написано в сотнях других рецензий и что говорили первые зрители «Головоломки» — гости и киноэксперты Каннского кинофестиваля (а они, кстати, аплодировали и бурно выражали чувства), идти на подобное кино необходимо. Особенно летом, когда хочется определенной доли легкости во всем, но не в ущерб сюжету истории.

Эмоции правят. Малышка Райли переезжает с семьей из небольшого городка в мегаполис Сан-Франциско и начинает привыкать к новой жизни на новом месте. Перемены совпадают с активными метаморфозами в сознании ребенка, когда пять основных эмоций в ее голове: Радость, Безразличие, Брезгливость, Печаль, Страх и Гнев — устраивают настоящий кавардак, бесконечно споря и ссорясь. В стрессовой ситуации каждая из них хочет взять на себя управление головой Райли, и от этого и внутри героини, и снаружи (если можно так сказать) наступает полнейший хаос. 

Кадр из фильма «Головоломка»

Доктер предположил, что основных эмоций пять и выглядят они у нас в голове цветасто и забавно. Метафора работает, хотя в целом тема фильма будет посложнее, чем тот же «Вверх». У каждого персонажа свой цвет, свой характер, свои повадки, вполне сходные с тем, как если бы нас попросили описать свои эмоции, придав им оболочку каких-то антропоморфных существ.

Мы не просто так написали «имена» эмоций с заглавных букв. Здесь вся эта «великолепная пятерка» — полноправные главные герои фильма, главные источники как шуток, так и шума, стержень, на котором держится сюжет. К слову, такой эмоциональный «набор» заложен не только в Райли, но и в ее родителей, и вообще во всех нас. Это делает «Головоломку» фильмом, подходящим как для детей, так и для взрослых (и само собой — для семейного просмотра), а также очень близким всем и каждому, кто хоть раз в жизни испытывал ощущение, что эмоции захлестывают.

Кадр из фильма «Головоломка»

По признанию Пита Доктера, он придумал «Головоломку», наблюдая за взрослением собственной дочери. В чем нельзя отказать этому режиссеру, так это в оригинальных историях, положенных на мультипликационную канву, а Pixar — в хорошем смысле в потаканиях его причудам. «Вверх» начинался со смерти, отчетливо местами напоминал ленту Миядзаки и продолжался странным тандемом героев, состоящим из пионера и пенсионера. «Головоломка» — сеанс коллективного психоанализа с важным месседжем, что пора уже прекратить строить из себя самых счастливых людей на земле, употреблять термины вроде «баланс» и «гармония» и постить в соцсети только карточки из изрядно подредактированной в приложениях жизни. Хочется плакать — поплачь, хочется танцевать — танцуй, о чем-то подобном «Гости из будущего» пели десять лет назад и были совершенно правы.

Кадр из фильма «Головоломка»

Когда-то Доктер заставил странную парочку одиночек отправиться в путешествие к таинственным островам в доме с прикрепленной к нему кипой воздушных шаров. Чем еще может удивить Pixar? На самом деле «Головоломка» не удивляет самим повествованием: о чем мультфильм, примерно знают уже все. Удивиться в очередной раз здесь можно только смелости создателей, решившихся снять семейный мультфильм изнутри головы ребенка, устроив своеобразный «Тур де Мозг». А в России, где психолог до сих пор для многих не доктор, не помощник, а что-то вроде шамана, просмотр «Головоломки» вызывает вдвойне удивительные и поэтому вдвойне потрясающие чувства.

Кадр из фильма «Головоломка» В очередной раз «пиксаровцы» смиксовали то, что, казалось бы, нельзя объединять: психологию человеческого поведения и мультфильм. Никогда еще проблемы нашего сознания не были поданы столь ярко, вкусно и весело. Явные и не очень сигналы, отношения в семье, полутона и намеки, перепады настроения и совместные ужины, проблемы подростков и странности, творящиеся в наших головах, заставляющие решаться, влюбляться, бояться, плакать или смеяться, — все это «Головоломка».

Кадр из фильма «Головоломка»

Как и ее старшие «братья» «Рататуй», «Корпорация монстров», «ВАЛЛ-И» и «Вверх», эта история обречена на успех. Вопрос лишь в том, насколько громким он будет, в денежном эквиваленте это выражается еще более конкретно — до миллиарда или свыше. Проекту очень повезло выходить первым после двухгодичного перерыва Pixar, когда все изголодались по необычным, но массовым мультфильмам экстра-класса. В том числе и поэтому зрительский и кассовый успех ленты считается делом решенным. По крайней мере весь свой бюджет лента просто обязана отбить уже в домашнем — американском прокате. 

Чем «Головоломка» отличается от своих предыдущих собратьев, так это динамикой и интенсивностью сюжета. Несмотря на то, что все основное действие сосредоточено в сознании одного ребенка, отвлекаться здесь означает пропустить нечто важное, веселое или просто остроумное. Получился драйвовый и динамичный аттракцион, на который не дети тянут родителей, а все вместе бегут вприпрыжку.

Кадр из фильма «Головоломка»

«Ну как, — спросите вы, — неужели совсем без минусов?» Если не занудствовать, не эстетствовать и не пытаться найти, образно говоря, жирафа в глухом сибирском лесу, то без. Кому-то, быть может, не понравится, что девочка с родителями остаются немного за кадром, а действие происходит в лабиринтах сознания. Кто-то, возможно, будет рассержен, что переживания, которые субстанция сложная и важная, здесь выглядят как веселая игра-приключение. Некоторые разочаруются в одномерных героях-эмоциях, которые, как полагается вообще-то эмоциям, только себя и выражают. Можно обсудить и повествование, которое поделилось на «вовне» и «внутри», и местами одна его часть просто «душит» другую, и то, что некоторые моменты в голове ребенка уж слишком очевидны, а за яркостью и динамикой не остается места для реальных изобретений и удивлений. 

Есть ощущение, что дети в возрасте лет до десяти будут наблюдать за похождениями эмоций по черепной коробке так же, как они наслаждались жизнью монстров в «Корпорации монстров». Те же, кто чуть постарше, наверняка откроют для себя много интересного и познавательного, по крайней мере, задумаются.

Кадр из фильма «Головоломка»

Сложно вспомнить, когда основы психоанализа стали доступны массам и облечены в столь притягательную и яркую форму. После сеанса «Головоломки» каждый ребенок разберется в своих базовых эмоциональных потребностях, узнает, что такое депрессия на самом деле, как из нее выбираться и что происходит, когда участники твоего сознания между собой не в ладу.  

9
Зрелищность
9
Анимация
9
Сюжет
9
Итог
Отлично
Итоговый вердикт:
Мы поостережемся повторять слова западных критиков и писать: «Новый шедевр от Pixar», но то, что это главный мультфильм года и на сегодняшний день — самый вероятный претендент на «Оскар» в следующем году — факт. 
Смотреть?
Да
Смотреть в кино?
Да

Дарья Лошакова


19.06.2015 18:00

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.