С 3 по 5 июля в Екатеринбурге проходил шестой фестиваль стрит-арта «Стенограффия». Более 20 художников из разных городов России и стран СНГ разрисовывали стены жилых и нежилых домов, трансформаторные будки, заборы и даже водонапорную башню. Вебург подготовил для вас фотографии и рассказ о большинстве сделанных в этом году работ.
Из более чем 800 заявок на «Стенограффию-2015» отобрали 26 участников из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Алма-Аты и других городов. Темами «Стенограффии-2015» стали «70 лет Победы», «Движение воды на Земле», «Футбольный уголок» и свободная тематика. Несмотря на непогоду, художники продолжали работать, многие — даже в дождь и по ночам.
Отметим, что в этом году фестиваль впервые выходит на федеральный уровень: помимо столицы Урала, он также состоится в Оренбургской области, Ямальском и Ханты-Мансийском автономных округах. Создатель и идеолог проекта Евгений Фатеев отмечает, что, несмотря на расширение, «Стенограффия» остается екатеринбургским фестивалем и будет координироваться именно отсюда. Хотя привлекаться будут в первую очередь местные авторы.
Интересно также, что «Стенограффия» начинает стратегическое сотрудничество с екатеринбургским Музеем архитектуры и дизайна, а также Музеем стрит-арта в Санкт-Петербурге. Сейчас организаторы начинают собирать коллекцию станковых работ, а также всевозможные медиаматериалы, стикеры, скетчбуки, использованные трафареты и т.п. Вопрос о том, как стрит-арт может жить в галерейном пространстве, остается открытым, считает Евгений Фатеев.
Одним из нововведений фестиваля стала так называемая легальная стенка. Это первая в Екатеринбурге площадка для свободного творчества, одобренная властями. Расписала ее московская команда «НЕМЫ»: эскиз специально выбрали минималистичный, чтобы оставить место для новых талантов. Организаторы «Стенограффии» планируют следить за стеной и продвигать удачные, по их мнению, работы.
|
Легальная стенка для граффити во дворе на ул. Гоголя, 1. Команда «НЕМЫ» (Москва). |
Самую масштабную работу на «Стенограффии-2015» выполнил пермский художник Александр Жунев, автор нашумевшего «распятого Гагарина». Водонапорная башня на Сортировке превратилась в истукана с острова Пасхи. Вскоре на заборе, ограждающем башню, должна появиться фраза «Зри в корень», которая стала названием объекта.
|
Водонапорная башня на ул. Соликамской, 11. Автор — Александр Жунев (Пермь). |
Форма площадки напомнила Александру легендарные статуи, загадку которых ученые не могут раскрыть до сих пор (неизвестно, как людям удавалось таскать огромные монолитные камни весом в несколько тонн). Как рассказывает автор, своим творением он предлагает обратить внимание на альтернативную историю и самостоятельно искать ответы на вопросы.
Марина Ягода, ветеран «Стенограффии» (банки сгущенки и супа на Ботанике, 3D-старики на Шейнкмана — ее совместные с мужем работы), в этом году посвятила рисунок теме войны. На фасаде дома в Пионерском микрорайоне Марина изобразила фронтовичку: при первом взгляде видно ее лицо, а если посмотреть подольше, становятся заметны руки, которые закрывают его.
|
Работа Марины Ягоды (Новосибирск) на ул. Уральской, 60. |
Когда мы смотрим фото военных лет, мы просто видим лица. И зачастую не задумываемся о том, что пережили эти люди, о чем они думали в тот момент. У большинства изображений про войну звучит идея о силе духа: «Мы победили, мы молодцы!» …Я же хочу показать не только, что мы сделали, но и чего нам это стоило.
|
Марина Ягода
|
Еще одно высказывание на военную тему принадлежит Игорю Митюнину (MES Crew) во дворе Малышева, 15. В дебютной на фестивале работе автор изобразил своего дедушку, который жил в этом доме.
|
Работа Игоря Митюнина (MES Crew, Екатеринбург) во дворе ул. Малышева, 15. |
Изначально Игорь рисовал деда на холсте, чтобы подарить портрет бабушке, и в процессе вспомнил про темы «Стенограффии». «Этим рисунком я хотел оставить немного памяти о нем — именно там, где он жил. Чтобы жители этого двора помнили и гордились тем, что здесь жил герой ВОВ», — делится художник.
Интересно обыграл пространство стены деревянного барака Женя Мулук из Саратова.
|
Роспись деревянного барака на ул. Стрелочников, 22, от Жени Мулука (Саратов). |
По словам организаторов, во время выполнения работы («Новые соседи») возле дома на Стрелочников собралась толпа местных жителей. Многим рисунок очень понравился, и люди просили расписать свои дома.
Московский художник Костя Zmogk порадовал красочной композицией Dreamers («Мечтатели»). На фасаде жилого дома на Куйбышева изображена девушка с закрытыми глазами, и, если присмотреться, на рисунке можно заметить контуры других лиц.
|
Работа Кости Zmogk’а (Москва) на ул. Куйбышева, 40-б. |
Героиня рисунка — девушка автора. Сначала Костя изобразил только ее, а по мере прорисовки эскиза линии сложились во второе лицо, третье, где-то даже просматривается четвертое…
Своей музе посвятил работу и Слава ПТРК: на ней девушка притягивает на себя горы, которые превращаются в одеяло. Это самый крупный (15 на 4 метра) и первый уличный рисунок из серии, где фигурирует подобный сюжет. Как говорит автор, в Екатеринбурге будут еще минимум три объекта на эту тему.
|
Работа Славы ПТРК во дворе дома на ул. Антона Валека, 12. |
Пока работа не закончена, но большая часть к вечеру воскресенья была уже сделана.
За последнее время это, пожалуй, самая масштабная моя работа. В этом году у меня много маленьких трафаретов. Их удобно делать: пришел, сделал, ушел. С большим форматом работать интереснее, но это и большая ответственность. Ты должен рассчитать все, композицию, краску, силы свои… Здесь главное — не забросить. Можно растянуть на месяц, постепенно доделывать. А нужно просто собраться и сделать быстро.
|
Слава ПТРК
|
Родную для себя тему продолжил Андрей Пальваль из Харькова. Орнитолог по образованию, уже в третий раз он рисует на «Стенограффии» птиц. Стену возле парка Павлика Морозова художник украсил стаей огромных чаек. «Сюжет простой: чайки летят вместе, но одна из них заметила, что зрители смотрят на нее. Думает пообщаться с ними, а раз они настолько маленькие, то, может, и схватить…» — описывает работу художник.
|
Рисунок Андрея Пальваля (Харьков) на ул. Куйбышева, 48. |
Мне было важно, чтобы зрители ловили настроение, сиюминутность момента — в следующую секунду птица должна куда-то повернуть голову… К тому же чайка олицетворяет много символических моментов. Чем-то она сродни человеку: это существо, которое живет в стае, каждый день, как на работу, летает кормиться. И это птицы, которые живут с людьми и благодаря людям увеличивают свою численность.
|
Андрей Пальваль
|
Свою линию гнет и Андрей Repas из Алма-Аты: во дворе дома на 8 Марта, 127, он изобразил своего фирменного персонажа, парня-коробку, который на этот раз нашел в лесу поющую улитку. Уже около четырех лет Андрей рисует этого персонажа в разных обстоятельствах: в лесу, на море, в космосе и т.д. На момент съемки работа еще не была закончена, сейчас уже можно полюбоваться на нее в готовом виде.
|
Работа Андрея Repas (Алма-Ата) во дворе дома на ул. 8 Марта, 127. |
Любопытный объект появился в Городке чекистов: на ней бабушка развешивает на веревку машины, как белье для сушки. Это первая большая работа Лены Шубенцевой.
|
Работа Лены Шубенцевой (Екатеринбург) на Ленина, 69, корпус 10. |
В детстве я видела, как бабушки развешивали сушиться белье во дворах. Сейчас вместо перекладин, веревок и белья там находятся нелегальные стоянки для автомобилей. В своей работе я решила соединить воспоминания и то, что есть сейчас: происходит такая «машинная стирка», где бабушка из прошлого развешивает машины из настоящего.
В уличных работах я обычно делаю site-specific. Когда я иду по городу и вижу какой-то объект, город как бы задает мне вопрос: «Как ты можешь это обыграть?» — я потом хожу несколько дней и выдаю ответ. А для этой работы я искала место специально, и этот двор подошел идеально. Он всегда заставлен машинами.
|
Лена Шубенцева
|
К концу третьего дня фестиваля во дворе «Дома печати» появился прекрасный рисунок Никиты Nomerz (Нижний Новгород) и Стаса Bags (Санкт-Петербург).
|
Работа Никиты Nomerz и Стаса Bags на Ленина, 49. |
Необычный проект представила Даша Овечкина из РА «Восход». Для Ural Music Night она создала «музыкальный забор».
|
«Музыкальный забор» Даши Овечкиной (Екатеринбург) в Банковском переулке, 9. |
Если скачать приложение и навести камеру смартфона на изображенную краской звуковую дорожку, можно услышать «Итальянскую польку» Рахманинова.
Екатеринбургский райтер Stork расписал будку возле «Мытного двора» всевозможными узорами.
|
Будка на ул. 8 Марта, 8-г, расписанная Stork (Екатеринбург). |
Команда Destroyers (Екатеринбург) расписала единственный в этом году бетонный забор на перекрестке Московской — Радищева. Здесь они расположили 8-битный рисунок в стиле компьютерной игры «Марио».
|
Забор на Московской — Радищева от Destroyers. |
Кроме этих, в рамках «Стенограффии» есть и другие объекты. Как подчеркивают организаторы, минувшие три дня — только начало: предстоит воплотить еще порядка десяти работ. В частности, наконец появится «Ласточкино гнездо» на недостроенной гостинице (ул. Куйбышева, 36), эскиз которого был создан еще в 2010 году.
Хотя подводить итоги фестиваля рано, уже вырисовывается общая картина. Евгений Фатеев рассказал Вебургу о тенденциях, которые отметил в работах «Стенограффии».
Если раньше было много наивного концептуализма, теперь я внутренне обозначил, что художники идут в дизайн — я выделил для себя такой тренд и в граффити, и в стрит-арте. Здесь еще нужно разобраться, понять, почему так происходит. И это не плохо, дизайн — не безмозглое искусство, это визуальная философия.
Форма — это тоже очень важно, и в этом плане, я считаю, мы выросли. Нащупать же сочетание между формой и содержанием крайне сложно. Таких картинок вообще мало делается, не только на фестивале «Стенограффия». Высказываний действительно немного, хотя они, безусловно, есть на фестивале. И сейчас нужно идти в этом направлении.
|
Евгений Фатеев
|
Алёна Комарова
06.07.2015 19:23