«Орлеан»: маленькие сиськи и гигантские котики

Постер фильма «Орлеан»

В этот четверг в кинотеатрах прошла премьера не абы чего, а потенциального представителя России на премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Конечно, шансы попасть хотя бы в шорт-лист, а не то что взять статуэтку, у этой картины не слишком велики, но почему бы авторам не помечать?

Кино, меж тем, получилось обсуждаемое, спорное, причем почти до драк. Одни кричат, что оно гениальное, вторые смотрят на первых, как на слегка повернутых чудиков с синдромом поиска глубинного смысла.


«Орлеан» — фильм абсурдный, типично артхаусно-безумный. Если в какой-нибудь Японии таковыми является девять фильмов из десяти, то в России, Европе и США создание таких картин редкость, а чтобы они еще и в кинотеатрах да в широком прокате пошли — это совсем небывалое событие. Такие фильмы дома-то не каждый переварит, не то что на большом экране.

Так вот о кино. Сюжет фильма крутится-вертится вокруг четырех персонажей: женщины, двух мужчин и одного очень странного существа, которое по очереди приходит к каждому из них и обвиняет в грехах. Существо это — экзекутор, который, казалось бы, знает про них все, и вместо прямой речи оперирует ссылками на притчи и метафорами, поэтому диалоги с ним затягиваются на долгие десятиминутки. Он приходит к парикмахерше, что делает аборты, он приходит к доктору, что не заботится о своем отце и не может похоронить прах матери, он приходит к полицейскому, который обвиняется в том, что выглядит, ну и порой ведет себя как типичный вор в законе.

Кадр из фильма «Орлеан»
Тут бы и сказать, что визит экзекутора к этим жалким людишкам должен изменить их жизни, но в эту концепцию не вписываются другие персонажи, живущие в алтайском городе Орлеан. Например, тут есть руководитель цирка, который распиливает живых женщин напополам, эрегирует во время процесса, а потом их верхние останки выбрасывает на свалку. Что он делает с нижними частями тел, история умалчивает. К нему почему-то экзекутор не приходит, видать подобное, в отличие от абортов, вполне соответствует морально-этическим нормам всеведущего существа.

Логика уходит еще дальше, когда выясняется, что все угрозы экзекутора — не более, чем пустой звук. То есть приходит к вам человек, долго-долго обвиняет, пугает смертью, но никаких попыток убить не делает, и самым страшным кошмаром для героев становится то, что он будет к ним постоянно приходить. Это, кстати, совсем не страшно, так как экзекутор очень обаятельный, общительный и эрудированный дядька.

Кадр из фильма «Орлеан»
Ладно, описывать придурь местного сюжета можно сколько угодно, поэтому пройдем дальше. Символизм. Символизм тут каждый придумает себе сам, потому как разобраться, что представляют себе создатели фильма, показывая то или иное событие, довольно сложно. Это надо самому сойти с ума, чтобы влезть в чью-либо голову. По этой же схеме работает довольно много авторских фильмов: режиссер дает зрителю пищу, а зритель сам выдумывает, какая она на вкус. Поэтому чем более странный, отталкивающий, неуместный образ, тем лучше, — больше поводов замкнутся в себе и напрячь мозги. Неплохо бы еще показывать длинные статичные планы, чтобы зритель долго обдумывал, зачем это было сделано, но подобный прием используется в совсем уж идеальных случаях. Схема, что удивительно, работает, жалко только «Орлеан» к статике почти не прибегает, разбавляя фильм совсем ничего не значащими сценами. Описывать их, как и глупость местного сюжета, можно тоже бесконечно долго.

Далее — диалоги. Диалоги да актерская игра — вот самое светлое и правильное, что есть в «Орлеане». Персонажам, какую бы глупость они не делали, веришь, а в их необычную манеру речи (причем у каждого она своя) втягиваешься. Тут минус в другом. Подобные длинные, полные отсылок, метафор, иронии и многих иносказательных выражений фразы и даже целые монологи лучше бы воспринимались, если бы их можно было читать. Для этих целей есть оригинальный роман Юрия Арабова, который был вынужден ужиматься и выкидывать куски повествования, чтобы написать сценарий для фильма. Если у вас есть его книга, то фильм вам попросту не нужен.

Кадр из фильма «Орлеан»

Но на кинополотне, увы, много не покажешь, да и сюжетные линии с таким концептом оказываются просто не завершены. Конечно, как вариант, после того, как начнутся финальные титры в сюжете появится иудейское божество в образе обезьяны, которое уничтожит всех жителей российского Орлеана (нет, это не шутка, это реальный сюжетный поворот из фильма), и поэтому все главные герои просто умрут. Но тогда получается, что все события в фильме, их путь от безнравственных ублюдков до праведников окажется попросту не нужным. Хотя я, кажется, снова начинаю анализировать минусы киношного сюжета. Это слишком податливая почва для копания, но чем глубже яма, тем все грязнее и печальнее.

Так что у «Орлеана» было два пути: либо стать хорошей, полной адаптацией книги, ироничной, интересной, чрезвычайно глубокой, но часа на три, либо обрезанной прямой как рельсы комедией по мотивам, с теми же самыми особенностями. Но финальный «Орлеан», несмотря на обилие шуток, совсем не смешной и слишком часто перетягивает одеяло на скучную драму. Иронии совсем чуть-чуть, сюжет, в отличие от диалогов, в зачаточном состоянии, ну и все это разбавлено солидным количеством маленьких обнаженных женский грудей, без которых российский артхаус не был бы российским артхаусом. Такой вот он, номинант «Оскар».

4
Зрелищность 
8
Актерская игра
3
Сюжет 
5
Итог
Не переварить
Итоговый вердикт
Авторское кино в худшем понимании этих слов. Хорошая задумка сгублена абсолютно невменяемой постановкой сюжета, а все старания хороших актеров гибнут из-за того, что диалоги слишком сложны для восприятия их на слух.
Смотреть?
Не обязательно
Смотреть в кино?
Нет

Кирилл Илюхин


18.09.2015 17:00

Комментарии свернуть

В настоящий момент комментариев нет

Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте для возможности комментирования и голосования.

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Ложкин А. Б.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э.Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620137, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 1К, пом. 75. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
или
Регистрация
Вход

Внимание! При заполнении формы регистрации допущена ошибка:

Внимание! При заполнении формы регистрации допущены ошибки:

Некорректный логин

Пользователь с указанным логином уже зарегистрирован

Такой логин запрещен согласно правилам форума, выберите другой

Некорректные данные в поле «E-mail» или такой e-mail уже зарегистрирован

Длина пароля должна быть не менее 6 символов

Поле «Пароль» заполнено неверно, допустимы только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Логин совпадает с паролем

Вы не прошли проверку. Докажите, что вы человек, и установите флажок в поле "Я не робот"

При регистрации произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы

  
Не менее 2-х символов. Логин должен состоять из латинских символов, цифр, одинарного дефиса или точки, начинаться с буквы и заканчиваться буквой или цифрой и содержать не более 30 символов.
показать пароль
Пароль нужен для авторизации на портале и в почтовой службе. Не менее 6-ти символов, допускаются только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Используется для восстановления пароля

Поздравляем, вы зарегистрировались на портале Weburg.


(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.