Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

Jay-Jay Johanson: «Я думаю, мы становимся мудрее каждый день»

Jay-Jay Johanson. Фото с сайта www.2do2go.ru/

Взрослый и молодой, наивный и мудрый. Обладатель сильного голоса и неординарных идей. Создатель меланхоличной классики трип-хопа и синти-попа, очень странный, но очень понятный Jay-Jay Johanson возвращается в Россию с новой, десятой пластинкой «Opium», которая успела растопить сердца многих и заставить слушателя ощутить то, может быть, глубоко спрятанное печальное и прекрасное. На деле Джей-Джей оказался смешливым, улыбчивым парнем, который поделился с нами своими соображениями о будущем, рассказал, как он написал свою любимую песню и что он думает о старости. А увидеть шведского гуру электроники можно 14 ноября в «Доме Печати», билеты уже на Вебурге!

Концерт Jay-Jay Johanson в Екатеринбурге
14 ноября 2015, в 20:00
Екатеринбург, пр. Ленина, 49

— Можете описать новый альбом, с которым вы приезжаете в Россию, в паре слов, чтобы народ понимал, о чем он?

— Как же мне его описать? Если вы меня никогда не слышали, я скажу, что на мою музыку очень повлиял джаз 60-х, такие ребята как Чет Бейкер, например. Но мы всегда стараемся сделать современную аранжировку. Звук достаточно меланхоличный и захватывающий, но у него есть и некий шарм, это очень важно. А для тех, кто меня уже слышал прежде, я бы сказал, что эта запись где-то между тем, что я делала в самом начале на первых трех альбомах и тем, что я делал в последние пару лет. Я лично думаю, что этот альбом — мой лучший (смеется). Как, может, многие творческие люди говорят, что то, что они сделали последним, лучшее.

— Я читала ваши прошлые интервью, и в одном из них вы сказали, что не вся музыка будет иметь значение через 20 лет, надо подождать, чтобы понять, что действительно значимо. В связи с этим родилось два вопроса. Во-первых, какая музыка имеет значение для вас сейчас, вы что считаете классикой?

— Ну, я бы сказал, что большая часть музыки, которую я слушаю, — это музыка старая. Я люблю старые саундтреки из 60-х и ранних 70-х. Мне кажется, это был плодотворный творческий период, когда очень много экспериментировали, было очень много сумасшедшего, психоделического звука. Но я и новую музыку, которая выходит сейчас, тоже слушаю. Появляется огромное количество новых отличных групп и артистов, вроде FKA Twigs, Граймс, Jamie xx, Джеймс Блейк — так много новых вещей, которые я обожаю. Так что сочетание этих двух пластов — это то, что мне действительно нравится.

Jay-Jay Johanson играет в гостях у Froggy's delight. Фото с сайта www.popscreen.com

— А не считаете, что сейчас музыка становится проще и примитивнее, в ней меньше места творчеству, просто люди делают постоянно одно и тоже?

— Не знаю, мне на самом деле кажется, все наоборот. В 80-х и 90-х звукозаписывающие лейблы были такими огромными, и у них было столько власти, что они решали, что будет слушать большинство. Но в последние 5–10 лет с развитием интернета наступило такое время анархии, теперь сам артист решает, что он будет создавать, на него уже не влияют лейблы. Поэтому я бы сказал, что сейчас мы наблюдаем гораздо большее музыкальное разнообразие, как раз из-за интернета. Музыка может распространяться очень быстро без помощи студий, вы можете даже не знать, что это за артист, но слушать его. Мне кажется, это потрясающе, так и должно быть. Потому что мне, например, никогда не было комфортно работать с мультимиллионными корпорациями, которые решают все за артиста. Сейчас интернет полон самой разной музыки, каждый артист имеет возможность стать популярным, раньше такого не было.

— Возвращаясь к классике. Вы на сцене уже довольно давно, как думаете, ваша музыка будет иметь значение через 20 лет?

— Думаю, да. Я продолжу делать музыку до тех пор, пока аудитория будет хотеть ее слушать. Думаю, даже если меня перестанут слушать, я все равно продолжу делать музыку. Если я не буду получать за нее деньги в будущем, думаю, я займусь чем-то еще, например, фотографией или живописью, но музыкой заниматься не прекращу, не могу прекратить. Но, похоже, сейчас моя аудитория становится больше, так что думаю, дела идут неплохо. Я занимаюсь этим уже больше 20 лет, и думаю, буду заниматься еще 20 (смеется).

— Вы вообще задумывались о том, что то, что вы сделали 10–15 лет назад, сейчас стало классикой, может, не всей музыки, но вашего жанра точно?

— Дааа (смеется). Когда я начинал заниматься музыкой, я понятия не имел, что это случится. Забавно, что некоторые мои песни стали значимыми в разных частях света, молодые люди используют куски песен для всяческих отсылок. У меня есть трек, который стал очень популярным в прошлом году в Бразилии и Аргентине. Такие вещи нельзя спланировать, это просто происходит. Это очень круто, очень круто.

Выступление Jay-Jay Johanson. Фото с сайта www.rts.ch

— А можете назвать какую-то одну или пару песен, которые имеют для вас особое значение?

— Есть очень особенная для меня песня. Это второй сингл с моего третьего альбома, она называется «Believe in us», она вышла в 2000 году и была для меня очень важна. Я ее написал на свой 30-й день рождения в 1999. Я тогда был бездомным и жил в студии. И раз это был мой день рождения, музыканты решили меня не беспокоить и не работать, поэтому я был весь день один. Так что когда я проснулся с утра, начал писать песню, работать над битами и басами и к вечеру создал целый трек. И все еще это самая популярная песня в разных странах мира, во Франции, например. Я все еще ей горжусь.

— Кроме музыки 60-х и 70-х, что еще на вас влияло?

— Я люблю изобразительное искусство, обожаю граффити, стрит-арт. С удовольствием слежу за тем, что делает Бенкси. И мода, и фотография, и поэзия — столько всего меня вдохновляет.

— А сами пробовали заниматься чем-то, кроме музыки?

— О, да! Я хотел быть архитектором, поэтому отучился в архитектурной школе четыре года, потом решил, что архитектура слишком ограниченна, и пошел в художественную школу, думал буду художником. Но случилось так, что звукозаписывающая студия меня заметила сразу после обучения, и я начал заниматься музыкой.

— Вы когда-нибудь сожалели, что так и не стали художником?

— К счастью, у меня есть возможности рисовать. Я создаю обложки для своих альбомов, снимаю видео, иногда рисую. Я не очень, правда, на этом фокусируюсь, потому что это занимает много времени. Но если однажды никто не захочет слушать мою музыку, я, наверное, начну больше рисовать.

Jay-Jay Johanson. Фото с сайта www.theatredelarchipel.org

— У вас есть любимый художник?

— Моим любимым всегда будет Энди Уорхол. Не только из-за его искусства, но и из-за всего того, что он создал на «Фабрике», из-за его влияния на кино и музыку с его Velvet Underground. Он повлиял на меня больше, чем Ван Гог и Пикассо.

— Но их вы тоже любите?

— О, да!

— Давайте вернемся к музыке. Прямо перед интервью я сидела и слушала ваши песни. И у вас так много печального. Почему так грустно?

— Ахаха, даа. Не знаю, не знаю. Мне кажется, это просто то, как я пишу, я не могу по-другому. Если бы я мог выражаться иначе, я бы попробовал. Но таковы уж центральные темы всего моего творчества.

— Какие?

— Одиночество, разбитые сердца, сожаление. Или процесс старения — вечная тема.

— Вы боитесь стареть?

— Нет, кстати, я наслаждаюсь этим. Я чувствую, что становлюсь мудрее, многому учусь, становлюсь менее стеснительным. Скажем, люди, которые занимаются спортом, после определенного возраста справляются со своим делом все хуже и хуже, потому что тело так устроено. Но когда мы говорим об искусстве, оно как вино, оно становится лучше с годами. Мне кажется, это и про меня тоже. Я надеюсь, часть аудитории со мной согласится, что моя музыка становится лучше. Но, с другой стороны, навсегда у тебя остается любовь к тому, что ты делал в начале пути, всегда трудно состязаться с дебютным альбомом. Очень немногие артисты создают лучший альбом в конце карьеры, потому что слушатели очень сфокусированы на воспоминаниях, которые у них возникают при прослушивании старых записей. С этим трудно соревноваться, но мне кажется, я становлюсь лучше.

Jay-Jay Johanson. Фото с сайта static1.1.sqspcdn.com

— Слушайте, я представляла вас как такого меланхоличного человека, но сейчас говорю с вами, и вы веселый. Как это работает? Музыка — это способ избавиться от грустных мыслей?

— Я думаю, в каждом есть доля грусти, у каждого есть печальные моменты и мысли. Для меня эти моменты, возможно, наиболее творческие. В эти моменты я всегда только пишу музыку. А аранжировка и продюсирование трека — процесс довольно веселый. А вот написание песен происходит в очень грустные, темные периоды. Я использую это печальное чувство и превращаю его в нечто красивое. Это способ излечить свою грусть. И это фантастическое чувство — быть творческим, это самый роскошный подарок.

— Кстати, как считаете, человек рождается творческим или это такой навык, который надо упражнять, развивать?

— Конечно, надо развивать. Надо для начала найти его. Я думаю, большинство, возможно, с ним рождено, его надо только найти. Когда ты маленький, у тебя огромный выбор того, на чем можно сфокусироваться. Многие выбирают футбол или компьютерные игры, и очень мало кто, особенно сейчас, выбирают «кончик ручки» — рисование или написание текстов и музыки. В общем, надо найти свое, и когда нашел, надо над этим работать, чтобы становиться лучше. Но я уверен, что у большинства есть возможность создавать что-то прекрасное.

Jаy-Jay Johanson в Монреале, 2015 год. Фото с сайта rreverb.com

— Вот вы артист уже 20 лет, вам не становится от этого скучно хоть иногда?

— Когда мне становится скучно, я обращаюсь к камере или к живописи. И обычно это не занимает много времени, чтобы мне снова захотелось делать музыку, но, конечно, мне бывает скучно.

— Я читала, что вам нравится Россия — хоккей, Маяковский.

— Да, еще космонавтика.

— Хотела спросить про Маяковского. Вы знакомы с его стихами?

— Да, конечно. Но это немного трудно, потому что я всегда скептически отношусь к переводам, неважно, это русский автор, или французский, или английский. Мне обычно надо прочитать несколько переводов, потому что одно и тоже произведение могут переводить по-разному. Надо найти перевод, который нравится больше всего. А особенно, когда дело касается поэзии, ее лучше читать в оригинале, так что уверен, для вас куда интереснее читать Маяковского.

— Я его очень люблю, поэтому и спрашиваю.

— Да. Все, что я читал, было прекрасным.

Jay-Jay Johanson. Фото с сайта www.alternatilla.com

— А у вас есть книга, которая вас вдохновила, сформировала?

— Не знаю даже. Честно сказать, я не очень читающий человек. Если у меня будет время, я сяду писать, а не читать. Нет, не сказал бы, что есть какая-то книга, которая повлияла бы на меня.

— В России вы были много раз, вам вообще нравится страна?

— Самая большая проблема при моей профессии в том, что когда мы приезжаем в страну, мы едем на саундчек, потом на концерт, потом в отель, потом мы летим домой. До сих пор мне удалось провести много времени в России. Но у меня есть русские друзья, которые могут показать мне что-то такое, что гиды мне не покажут. Правда сейчас большинство из них живет в Лондоне, и я навещаю их там. Но я побывал в разных уголках России, так что имею представление, что это за страна.

— В чем различия между Россией и Швецией и в чем сходства?

— Я вообще думаю, что люди по всему миру становятся более похожими. Знаете, 20 лет назад, когда я начинал заниматься музыкой, мир был гораздо более разрозненным: люди смотрели разные ТВ-шоу, ели разную еду. Сегодня, мне кажется, их может связывать один YouTube-канал, они едят одну и ту же еду, носят одну и ту же одежду. Импорт и экспорт очень изменился за 20 лет. Мы становимся более похожими, конечно, различия есть, но они меньше, чем 20 лет назад.

— Разве это не плохо?

— Ну, в то же время сегодня у нас больше возможностей выражать свою индивидуальность, через интернет, например. Мы открываем одни и те же вещи, но в тоже время у нас есть возможность различаться, сегодня все возможно. Мне кажется, это захватывающее время, чтобы жить.

— Думаете, с годами будет становиться хуже или лучше?

— Для меня любая эволюция — это хорошо. Я верю в будущее, верю, что люди станут лучше. Я думаю, мы становимся мудрее каждый день. Мне кажется, это фантастические времена.

Сезонный привет от Джей-Джея. Фото с сайта jayjayjohanson.tumblr.com

Привет от Джей-Джея

Благодарим Tele-Club Touring за помощь в организации интервью

Элена Гваришвили


14.10.2015 17:03

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.