Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

Пересмотреть: «Враг», или кручу-верчу, запутать хочу

Кадр из фильма «Враг»

Признаться, начиная писать про эту ленту, мы не можем не сдержать ироничной ухмылки. Такой, какая бывает у людей, знающих какой-то секрет. А у «Врага» Дени Вильнева их великое множество, и для разгадки хотя бы части из них ленту можно пересматривать и пересматривать. Относительно недавно она абсолютно незамеченной прошла в российском прокате, и мы здесь, чтобы восстановить справедливость. Едва ли это кино для массового зрителя, но свою аудиторию, судя по восторженным отзывам киноманов в сети и мозговыносительным рецензиям критиков, оно все-таки нашло. Итак, перед нами «Враг».

Спойлеров не будет и вот почему. Вся суть фильма в том, что не нужно ничего читать перед тем, как вы сядете его смотреть. Как максимум: трейлер и синопсис. Поэтому мы разделим текст на две части. Первая будет посвящена каким-то универсальным описаниям, которые помогут вам несколько больше узнать о проекте, — она интересна лишь тем, кто ранее «Врага» не смотрел. Вторую мы скроем, и она предназначена для тех, кто уже смотрел, пересматривал, имеет свою теорию и готов к обсуждению.

Бородатый Джейк Джилленхол, точнее его герой — преподаватель университета Адам Белл — берет в прокате ленту с фильмом и случайно замечает в картине себя. Ну, то есть собственного двойника, полностью идентичного человека. Поиски в сети приводят его к дому артиста, а далее его одержимость встретиться с собственной копией начинает расти в геометрической прогрессии. Герой перестает понимать некоторые вещи, происходящие в его жизни, однако с похожей ситуацией сталкивается и зритель.

Кадр из фильма «Враг»

Снятый будто через один из фильтров Instagram (припыленный желтый цвет, как будто все даже не в тумане, а в каком-то удушающем смоге), «Враг» — проект канадского режиссера Дени Вильнева. Он — номинант на «Оскар» за картину «Пожары» о путешествии брата и сестры на Ближний Восток, призер Каннского и Берлинского международного фестивалей. Несмотря на относительно скромную фильмографию, у этого 48-летнего художника довольно увесистая коллекция наград, а главное — отзывов кинокритиков. Рассматривать фильмы Вильнева через призму — дело сложное, но жутко приятное. В мире одномерных картин и массового кинопродукта есть не так уж много молодых (а 48 для режиссера вообще не возраст) неевропейских мастеров, кто может по-настоящему удивить самого искушенного зрителя, но главное — заставить его мозг работать, принудить его к разговорам и размышлениям о ленте. Когда в последний раз вы обдумывали суть картины неделю? А с «Врагом» этого не миновать. 

Кадр из фильма «Враг»

В основу «Врага» лег роман «Двойник» Жозе Самараго, а все актеры перед началом съемок подписали особое соглашение, согласно которому им запрещалось рассказывать что-либо о сюжете и основных символах ленты — гигантских пауках. А двойники, показанные Вильневом, настолько похожи, что создается ощущение своеобразного зеркала, сюрреализма. 

Картина предлагает множество трактовок: сам Джилленхол признавался, что для него эта лента в первую очередь о поиске самого себя, а также о вечном поиске верных, глубоких и человеческих отношений. 

Расскажите нам, в чем смысл фильма? В чем смысл концовки? Что это за паук в финале, и что символизирует это животное в картине. А герой Джилленхола — это один человек или два разных? А если разные, то кто из них адекватный человек, а кто сошел с ума?
 
В интернете можно найти найти множество теорий о том, в чем же смысл всей этой истории. Приведем несколько самых популярных:
  • Паук — это смерть, а Энтони и Адам — один и тот же человек. Адам Белл ищет своего двойника — актера Энтони Клэра, становится одержимым этим, но быстро понимает, что ошибся, ибо Энтони растолковал его действия неверно и теперь считает, что Адам — любовник его супруги. Герои меняются парами, Адам претворяется Энтони, но жена Энтони Хелен уже все знает и давно знала об этом. Как? Энтони и Адам — две стороны одного мужчины, который в общем и целом просто потерялся в этом мире. 
  • Энтони и Адам — один и тот же человек, а паук — образ материнства. 
  • Паук — символ женщины.
  • Вся картина — лишь галлюцинация, которая произошла после укуса паука в начале картины.
  • Сюжет — изображение разнообразной палитры страхов человека.
  • Паук — символ разгневанной матери, а мать в ленте — это беременная жена главного героя. Энтони и Адам — один и тот же человек, страдающий расстройством личности. Он женат, мечтает об актерской карьере, любит гулять в приватных клубах, но узнав о беременности жены, понимает, что в жизни неизбежно наступают перемены и не выдерживает. Он берет себе новое имя, съезжает на съемную квартиру, заводит подружку и становится преподавателем в университете (послушайте его разговор с матерью, из него многое становится понятно). Он обретает свободу, пусть и для нас она выглядит несколько странно. Энтони при этом не снимается, давно не появлялся в своем агентстве, а куда уходит каждый день — непонятно (уходит быть Адамом?). Автокатастрофа — лишь метафора, на самом деле ее не было, просто части одного разума начали складываться в единое целое. Однако полного воссоединения не происходит, что мы наглядно видим в финале, когда из, казалось бы, целой личности героя снова проступает тот, второй. 
 

Кадр из фильма «Враг»

Есть несколько распространенных мнений о фильме: Дени Вильнев сыграл со зрителем в странную игру, Дени Вильнев намудрил, Дени Вильнев осмелился снять картину, которую мог снять разве что Кроненберг или Линч. Но у последнего сюрреализм довольно специфический, если говорить просто, в картинах много необъяснимого и непонятного. У «Врага» же множество смыслов и аллюзий. И пересматривать этот фильм, значит давать себе постоянную пищу для ума. 

Дарья Лошакова


15.11.2015 14:00

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.