Портал weburg.net закрывается. Подробнее.
«Клуб брошенных жен»: табор уходит в селфиВебург увидел новый спектакль «Коляда-Театра» — «Клуб брошенных жен». Да, вы не ошиблись, и мы тоже: в коллективе Николая Коляды очередная премьера, вторая за месяц после «Весны Советской». Но это что, буквально через неделю свет увидит еще и «Кот в сапогах», поставленный для «Новогодних колядок» (мы писали о нем здесь). Режиссер посмеивается над своей производительностью в интернете, мол, в декабре просто поджег себя с двух концов. Другой вопрос, идут ли на пользу спектаклю такие стахановские методы? Чтобы не мучить читателя, скажем сразу: идут, и у Коляды была причина рискнуть и выстрелить изо всех орудий разом. Все-таки на спектакле-концерте заняты студенты, елки — вообще дело святое, а вот «Клуб брошенных жен» — очень важное произведение, что для зрителя, что для самого Коляды.
Без преуменьшения можно сказать, что перед нами новый, практически никем не виденный Коляда. Конечно, пьеса несет в себе все знакомые приметы творчества, с первого взгляда может вообще показаться, что это своеобразный ремейк «Старой зайчихи». Ну а что: и там, и тут актеры участвуют в афере. Там в северный городок привозят подложных звезд якобы из Африки, здесь — горе-антрепренер гоняет по Сибири фальшивый цыганский ансамбль. Так да не так. Во-первых, персонажи в «Клубе…» — это двойной фальшак: и антрепренер на самом деле всего-то торгаш в ларьке, и актеры — не актеры, а так, «с бору по сосенке», бывшие жены этого горе-продюсера и их «совместно нажитые» дети. А раз так, то пропадает какое-то нежное отношение к персонажам, которое испытывал и автор, и зритель к героям, например, «Курицы» или «Птицы Феникс»: уж как бы они ни врали, как бы ни фальшивили в обычной жизни, где-то глубоко в них живет неистребимым вирусом неподдельная любовь к театру, к «сценочке», к «досочкам» — а значит герои уже «спасены».
Участники «Клуба…» прикидываются актерами, которые прикидываются цыганами, прикидываются любящими женами и мужьями, матерями и детьми, а в турне (по двум деревням) они едут исключительно за длинным рублем (который, правда, оказывается совсем не таким длинным и легким). Где и когда они настоящие? Понять совершенно невозможно. Они настолько дискредитировали себя обманом, что моменты откровения во втором действии воспринимаешь с долей недоверия: а не врешь ли ты мне, уважаемый, и сейчас? А раз так, то пропадает еще одна важная составляющая Вселенной по Коляде — родительская любовь. В большинстве пьес Коляды нет ничего незыблемее, чем любовь к матери, родители святы, и это не преувеличение. Детство, прошлое, когда «мама молодая и папа молодой», когда «все живы» воспринимается колядовскими героями как «потерянный рай» и невозвратный «золотой век».
Эти же правила распространялись до сих пор и на режиссуру. Пока, например, шекспироведы изощряются и по крупицам вытаскивают из «Гамлета» намеки на то, что Клавдий едва ли не тирана свергнул, у Коляды требования Тени отца Гамлета отомстить воспринимаются как неоспоримый приказ. Ничего этого нет в «Клубе брошенных жен»: здесь сын говорит матери «Скорей бы ты умерла», здесь бывшая жена откровенно рассказывает мужу, что вышла за него исключительно ради престижной когда-то «Волги», а сам бывший муж в финале… Впрочем, этот твист уже относится к разряду спойлеров.
Совсем уж неожиданно, что спектакль Коляды оказывается наполнен остро актуальными приметами. Обычно его героев больше занимают личные отношения, чем политика (если, конечно, это не вышедшие в тираж активисты, комсомольцы и передовики, но и тогда речь идет о прошлом), так что, например, написанную в 1984 году «Игру в фанты» за вычетом некоторых эпизодических анахронизмов, можно играть и сегодня, настолько универсальны проблемы и конфликты. Зато в «Клубе…» герои не выпускают смартфоны из рук, периодически «фигача селфаки», есть и «крымнаш», и увешанная бриллиантами чиновница от культуры (смешная и одновременно страшная в своем непробиваемом розово-лиловом Вера Цвиткис), которая «пилит» бюджет вместе с мэром (а мэр, кстати, расчленяет старушек, то есть, конечно, это не этот мэр, а который был до него). В наличие и монологи о разрухе в стране, и неусыпно приглядывающие за героями отставные бабушки из КГБ, мент по фамилии Гастарбайтер, который жалеет о том, что он «не на трассе, а то бы помог». Во втором действии буквально на пустом месте, из подозрений все тех же старушек-гэбэшниц возникает волна ксенофобии.
При этом спектакль лишен многих ожидаемых колядовских фишек. Несмотря на то, что персонажи — цыгане, пусть и поддельные, музыки здесь крайне мало относительно других постановок «Коляда-Театра», а отдельных пластических номеров, которыми, например, ввергают в театральный транс зрителя «Ричард Третий» или «Мертвые души», нет и вовсе. Периодически актеры и вовсе остаются один на один со зрителем и текстом, весьма сложным текстом, требующим непростого проживания. Особенно в этом смысле труден финал, потому что герои, изолгавшиеся, оболганные и брошенные, переживают второе рождение. Вместо никогда не существовавшей любви обретают надежду и с того дна, где они оказались, вдруг видят солнце, пусть и цыганское. Тут важно и не удариться в пафос, и остаться искренним, и сохранить ту крупицу иронии, которая все равно присуща пьесе. Ирине Плесняевой, кажется, удалось пройти по этой грани: в финале слезы утирают зрители, а актрисы выходят на поклон с размазанной тушью.
Пожалуй, вот это главная узнаваемая фишка от Коляды в спектакле: в первом действии насмешить зрителя так, чтобы к финалу второго в зале хлюпали носами. И, может быть, не все шутки пока удачно бьют в зал, зато финал, очевидно, проберет всех. Так что не думайте, что идете на развеселую музыкальную комедию с плясками. Коляда все равно вас заставит задуматься о вашей жизни.
|
|
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.