Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

«Пиковая дама» в «Коляда-театре»: уроки немецкого

Фото Елены Гецевич

Если несерьезно, то новый спектакль Коляды (между прочим, первая премьера сезона, о котором мы писали тут) мы бы рекомендовали тем, кто хочет изучать немецкий язык. В качестве звуковой дорожки в «Пиковой даме» использованы… голоса из самоучителя: «Айн, цвай, драй…», которые восторженно повторяют за диктором многочисленные обитатели постановки. Для них чужая речь, будто откровение, льющееся с неба. Произношение «данке шон» вызывает в них ощущения близкие к оргазму, а может даже и…

Если серьезно, то в новом спектакле Коляды, как в кривом зеркале, отразилось сегодняшнее настроение «пора валить». Причем неважно куда. Сегодня Германия — лучшая страна в мире, завтра — Франция, послезавтра — Италия, а в России всегда и все плохо и мерзко, утверждают персонажи. В России дураки, считают они, и оттого восторженно смотрят на Германа, задрипанного немца, закутавшегося в шубу и спрятавшего глаза под шапку-ушанку. Сами-то исконные россияне одеты в блестящие жилетки, усыпанные блестками ковбойские шляпы и длинные юбки — Верхняя Вольта, не иначе.

Фото Елены Гецевич

А он, немец Герман, странный, он пытается убедить всех, что русский, но он говорит той самой, полубожественной речью «Айн, цвай, драй…», чисто Наполеон. Вон и глазки так сверкают из-под шапки. Нет, Наполеон, точно Наполеон!

Наполеон всплывает в тексте и в репликах героев неслучайно и становится символом грядущего германовского безумия. Так что если вы ждали мистико-романтическую историю с пылким Германом, нежной Лизой и призраком старухи, к которой нас приучил своей оперой Чайковский, вам не сюда. А, правильно,— в Оперный. В трактовке Коляды Герман оказывается ближе всего к гоголевскому Поприщину, одному из любимых режиссером литературных персонажей. Уже с середины спектакля становится понятно — это история о нисхождении Германа в пропасть безумия. То, что у Пушкина казалось неожиданной развязкой, итогом авантюрного хода событий, у Коляды оказывается постепенным увязанием в трясине бреда.

Фото Елены Гецевич

Но если герой «Записок сумасшедшего» теряет связь со здравым смыслом как-то сам собой, погружаясь в собственный бред, то Германа сводит с ума окружение все тем же безудержным германофильством, которое вот-вот сменится другим увлечением. Впрочем, не исключено, что вся эта кутерьма тоже плод воображения Германа, безвылазно сидящего в Обуховской лечебнице.

Ладно, чего это мы, придумываем за режиссера и автора, просто финальная развязка с картами становится последней соломинкой, подломившей рационального и целеустремленного немца.

Фото Елены Гецевич

Олег Ягодин для роли Германа убрал из своей игры привычную меланхолию, с которой философствовал его Принц датский и злодействовал Ричард Третий. Герман у Ягодина — сжатая пружина, готовая вот-вот распрямиться для великих дел, покорения мира, прыжка в Наполеоны… ну хотя бы убийства старухи, впрочем, это уже к другому автору. Герман рубит фразы на немецком, бросает их в лица оппонентам, которые, в общем-то, готовы отдать заморскому гостю все на блюдечке, но Герман, кажется, не ищет легких путей и уверен, что все нужно зарабатывать. «Расчет, умеренность и трудолюбие — вот мои три верные карты», повторяет как заведенный главный герой, хотя вокруг него только умножаются глупость, расточительство и праздность.

Фото Елены Гецевич

Ну ладно, русские персонажи рады любому немцу, даже в валенках, лишь бы божественно шпрехал под боком, но что Герману понадобилось в суровой стране, в адрес которой он все время шипит проклятия, но при этом каждого ее жителя старается убедить в том, что он русский? Так что в финале даже начинает сыпать на языке Пушкина-Гоголя-Достоевского так лихо, что его не понимают общающиеся между собой на французско-нижегородском (точнее, на немецко-калужском) суржике, смеси модных слов аристократы. Уж не любовь ли? Такая любовь, что иной раз хуже смерти, как в любимой присказке самого Коляды: «Иван и Фритц — ненависть и любовь» (Ivan und Frinz — Hass und Liebe). Может, от того и челночат Томский со-товарищи по Европе, на задерживаясь на Родине, а то увязнет коготок, и вся птичка пропадет, утонет в безразмерной любви Отечества?

Фото Елены Гецевич

Не могу не удержаться от очередных комплиментов в адрес Веры Цвиткис. Ее Графиня беззастенчиво на раз-два (айн-цвай) крадет все шоу даже у Ягодина, не говоря о прочих второплановых персонажах. Безумная, эксцентричная, влюбленная в жизнь и уверенная, что будет жить вечно, полумумия, полуневеста, страшный, смешной и гадкий одновременно персонаж, хуже только старуха-процентщица. Опять всплывает Достоевский. Видимо, неслучайно.

Фото Елены Гецевич

Прямо даже обидно, что Цвиткис в большинстве спектаклей играет на вторых ролях и в эпизодах, правда, может быть, благодаря этому каждый эпизод с ее участием превращается в отдельное шоу с фейерверками и кордебалетом, как было, например, в «Кошке на раскаленной крыше» (тут есть рецензия) или в «Клубе брошенных жен» (тут тоже).

Как всегда, необычно сценическое оформление, собранное из повседневных привычных вещей: бесконечного количества трехлитровых банок с неведомым цветным содержимым и нескольких кроватей.

Фото Елены Гецевич

Причем тут банки? Ну, во-первых, в большом количестве это оказывается завораживающе красиво, во-вторых, неочевидная игра слов, ведь персонажи во время карточной игры мечут банк, то есть вскрывают карты. В-третьих, это метафора немудрящего быта, кажется, трехлитровые банки остались только в России, в них и огурцы солят, и чайный гриб заводят, и вино настаивают. Стопроцентный русский лайфхак. Персонажам банки заменяют и бокалы с шампанским, и деньги, и даже вместилище душ: в момент смерти Графини Герман звонко хлопает банку о пол.

Фото Елены Гецевич
А вот так получается чистый собор Василия Блаженного

Еще немного надо сказать о саундтреке спектакля. Там, конечно, не только фразы из разговорника, время от времени звучат классические русские романсы, которые великолепно исполняет Елена Костюкова. Это ведь типично русское изобретение, песня о душевных страданиях и личных горестях, потом в истории мировой музыки подключатся чернокожие со своими госпелами, но там тональность другая. Романсы привносят и комический эффект, особенно когда «На заре ты ее не буди» поется над телом покойной графини и как нельзя лучше рифмуются с той заунывностью российских будней, в которые так влюблен дурачок Герман. 


10.09.2016 13:17

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.

(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.