Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

13 сериалов, перевернувших российское ТВ

Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть»

Финальная часть киносериала «Гоголь. Страшная месть» уже привычно торжествует в прокате, а мы, между тем, становимся свидетелями рождения нового формата российского сериала: многобюджетного, не чурающегося рейтинга 18+, но при этом под завязку напичканного культурными отсылками и литературной игрой. Но главное, конечно, качество картинки, которая практически не блекнет на большом экране. При этом в отличие от давнего тренда — берем сериал и кромсаем из него полный метр — тут предлагают смотреть по две серии, образующие единый фильм, но увязанные с прочими «выпусками» сквозным сюжетом.

И пока мы вангуем новую моду среди киношников, предлагаем вам вспомнить еще с десяток российских сериалов, ставших этапными для отечественного ТВ, да и кино тоже, что уж говорить.

Улицы разбитых фонарей

Если говорить проще, то криминально-бытовые, полуавтобиографические рассказики Андрея Кивинова просто спасли ленинградско-питерских киношников от голодной смерти и забвения. Приключения оперов из убойного отдела снимали и зубры советского кино (Евгений Татарский), и дерзкие авторы времен перестройки (Владимир Бортко), и новые модные режиссеры, любимцы фестивалей (Александр Рогожкин).

А в эпизодах переиграли все имевшиеся на тот момент питерские актеры.

Ну и понятно, без этого мощного бэкграунда, замешанного на классических детективах, милицейских нравах и кривой реальности, не было бы других неоднозначных «ментов» в сериалах вроде «Глухаря», «Карпова» или даже Родиона Меглина из «Метода».

Каменская

Пока Питер выживал, Москва задавала моду. В 1999 году Валерий Тодоровский собрал мощную авторскую команду и незатертых актеров, вроде только набиравшего популярность Дмитрия Нагиева, и все вместе они запилили эстетский и даже декадентский детектив по книгам Александры Марининой.

Первый сезон, снимавшийся еще до кризиса 1998 года, можно разбирать по кадрам и любоваться операторской работой. Или наслаждаться музыкой артового композитора Алексея Айги. Или комическим бромансом героев Гармаша и Нагиева.

Эстетский детектив, конечно, не очень прижился на российском ТВ, но именно в изобразительности «Каменской» можно увидеть корни и нынешнего «Гоголя».

Граница. Таежный роман

Пока Тодоровский и режиссер Юрий Мороз задавали эстетские высоты в детективе, классик советского кино Александр Митта показал, как можно эффектно и небанально снять классическую мелодраму про любовный треугольник. Достаточно сменить место действия с города на армейскую казарму, добавить пограничного саспенса и заполировать Ренатой Литвиновой, все время отрывающейся от земли.

Жаль, что никто из современных мелодрамо-строителей не пытается дотянуться до высот Митты. Впрочем тут дело в аудитории, она весьма консервативная.

Бригада

Эпическая сага о становлении криминальной империи Саши Белого стала первым сериалом, породившим киношный спин-офф в российском секторе шоу-бизнеса. Герой Сергея Безрукова эффектно запустил на самостоятельную орбиту целую трилогию «Бой с тенью».

Но даже и без похождений Артема Колчина «Бригада» осталась образчиком грамотного сочетания исторической хроники, эффектного экшена, психологии характеров, а главное — умения правильно распорядиться немалым бюджетом и того, что все хорошие истории надо вовремя заканчивать. Без примера «Бригады» никогда бы продюсеры не получили финансирование, например, на «Ликивидацию», у которой с сагой о Саше Белом гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Идиот

И снова с нами великолепный Валерий Тодоровский, переворачивающий современную индустрию. Экранизацию Достоевского, конечно, много ругали за театральность, многословность и статичность, но актерские работы, особенно вечный дуэт Владимира Машкова и Евгения Миронова, произвели на всех впечатление.

Впрочем главным достижением стали высокие рейтинги экранизации, что позволило в дальнейшем выпустить на телеэкраны и «Мастера и Маргариту», и «Жизнь и судьбу», и новый «Тихий Дон». И «Гоголь» тоже должен сказать Тодоровскому спасибо.

Бедная Настя

Конечно, в 90-е были «Петербургские тайны», обеспечившие занятостью цвет отечественного кино, как актеров, так и профессионалов за кадром, но тот сериал делался еще по инерции, заданной советским кино на привычной с советских же времен «второй кнопке». «Настя…» же была, во-первых, произведением нового канала СТС, который пробовал свои силы во всех направлениях, а во-вторых, не имела под собой литературной основы, зато вольно играла в сюжете с историческими личностями, например, с царем Александром и поэтом Жуковским, совмещая все это с мексиканскими страстями и бразильскими интригами.

Удивительно при этом, что для СТС повторить фокус не получилось. Несколько подобных квазиисторических сериалов потерпели крах, а девочки продолжали играть в «Настю». Впрочем эти сериалы реанимировали творческие цеха, по большей части простаивавшие с советских времен, так что в итоге они смогли создать и эффектный вещный мир «Гоголя».

Моя прекрасная няня

Первый успешный и в целом грамотный перенос зарубежного формата на отечественную почву. Потом уже будут и «Счастливы вместе», и «Кто в доме хозяин», и много кто еще. Но все начиналось с невероятной комической харизмы Анастасии Заворотнюк и внезапной химии между ней и вернувшимся на экраны «гардемарином» Жигуновым. Причем пересматривать ситком сегодня совершенно невозможно, но это не отменяет его гигантскую популярность в прошлом.

Достаточно вспомнить ажиотаж, с которым стартовал дебют «няни» Заворотнюк в большом кино, — «Код апокалипсиса». И как он с треском посыпался во вторую неделю, когда все поняли, что Анастасия, мягко говоря, не создана для боевиков.

Папины дочки

Первый оригинальный, а главное, рейтинговый российский ситком. Создать что-то свое в этом формате пытались еще с 90-х, был, например, сериал «Клубничка», где играли Александр Демьяненко и Наталья Крачковская. Но все совпало только десять лет спустя, когда режиссеры натренировались на заимствованиях и нашли чисто российскую тему. Ну насколько возможно российскую, учитывая семейного психолога в качестве главного героя и назойливую жену олигарха.

Понятно, что бесконечно штамповать сезоны без потери качества было невозможно. И смотреть заключительные серии «Дочек…» то еще удовольствие, но сериал запустил на орбиту несколько ярких звездочек, вроде Лизы Арзамасовой и Дарьи Мельниковой.

Реальные пацаны

Во-первых, это едва ли не первый сериал из провинции. До сих пор даже «Гринвич» для «Счастливы вместе» предпочитали рисовать на компьютере, а не снимать реальный. Ну и соответственно, на экран вылезла (насколько это возможно) текущая реальность с гаражами, желтым снегом, запиканным матом и суровым бытом. Это был эксперимент почище обнаженки в «Гоголе».

Во-вторых, нестандартная для российского ТВ манера: субъективная съемка, имитация реалити-шоу. В-третьих, герои, которые вроде бы знакомы и не очень приятны, чтобы за ними следить, но при этом сценаристы и режиссер так убедительно их раскрывают как людей непростых, со своей мотивацией, что начинаешь им сопереживать.

В-четвертых, создатели не ограничились мелодраматическим ситкомом, а принялись окунать героев в самые разные ситуации от политической карьеры до внезапной звездной болезни.

Словом, куда ни ткни, сериал получался нестандартным, неожиданным и непредсказуемым, ну почти как поведение типичного гопника на городском празднике. И страшно, и противно, но очень любопытно, что он выкинет дальше.

Кухня

Сериал просто-напросто задал формат, по которому сейчас один из развлекательных каналов выпускает новые и новые проекты. Герои из определенной профессиональной среды (повара), непростые отношения внутри этой группы, неоднозначные персонажи, дерзкий, но красивый визуал, отточенные до высот английского юмора шутки. Впрочем и «толстые» гэги тоже не забыты.

Итог? Сериал не только разродился двумя полнометражками, тремя сериальными спин-оффами и анимационным ремейком, но и был успешно адаптирован за рубежом. Впрочем это, наверное, еще не итог.

Обратная сторона Луны

И «Няня» была не первым форматом, который наши сериальщики смогли адаптировать, и «Жизнь на Марсе» не стала последним, на который они покусились. Однако именно «Обратная сторона Луны» получилась самой удачной и, если так можно сказать, самостоятельной адаптацией: здесь при заимствованной канве все-таки очень много локального, российско-советского, узнаваемого.

Запала и специфики хватило даже на создание второго сезона, уже никак не связанного с оригиналом. И вот тут «Остапа понесло»: авторы так заигрались в альтернативный Советский Союз 2012 года, что подзабыли про сюжет и актерские задачи.

Оттепель

И снова Валерий Тодоровский. Дай бог, не последний раз он нас удивит так, как удивил этим ретро-сериалом. Он уже заставлял страну пару лет устраивать стильные вечеринки и твистовать (вот тут в рейтинге российских мюзиклов), вот и с «Оттепелью» получился похожий фокус. Мы снова вспомнили, что актеры на телевидении могут показывать киношный класс игры, что операторы и прочие творческие персоны только и ждут, чтобы продемонстрировать высший пилотаж владения мастерством, а сценаристы — обрушить на зрительские головы хитросплетенный сюжет и непростых героев.

Чернобыль. Зона отчуждения

Это наше личное предпочтение, но мы готовы порулиться за то, чтобы «Чернобыль» оставался в этом топе. Да, актерская игра не блещет откровениями, да иногда спецэффекты ограничены бюджетом, но из создателей просто зримо хлещет волна креатива: то они отправляют героев путешествовать по жанрам от кино с маньяком до зомби-мувика, то отсылаютт в параллельную реальность, а там заставляют скакать по разным временам. Более вопиющего, но при этом и увлекательного одновременно зрелища российский телеэкран не видел. По крайней мере, до явления «Гоголя».

Ну да и продюсеры у обоих проектов одни и те же.


04.09.2018 14:51

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.

(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.