Обычно за наводнение кинематографа бесконечными сиквелами, ребутами и киновселенными все стандартно обвиняют голливудских продюсеров, которым надо выкачивать деньги из фильма всевозможным способом. Однако не всегда дело только в погоне за длинным долларом, иногда получившийся мир и правда так привлекателен, а герой так харизматичен, что поневоле хочешь придумать ему продолжение или отдельную историю.
В этом смысле и советский кинематограф не был исключением, есть в нем свои спин-оффы и кроссоверы, хоть на тот момент, возможно, и самих терминов не существовало. Вот сейчас и посмотрим, кто и что снял в этом русле.
Франшиза о Резиденте
Правда, и советские критики не чествовали кино с продолжением, иначе бы Вениамин Дорман не получил бы столько тычков и пинков от них за двадцатилетний киносериал о Михаиле Тульеве, он же Резидент, перевоспитавшемся заграничном шпионе, ставшим двойным агентом. При этом простой советский зритель кино заценил: первую часть посмотрели более 35 миллионов человек, а сиквел и триквел — чуть меньше 30 миллионов.
К слову, мы включили Георгия Жженова в этот топ актеров, дольше всего игравших одну роль.
Детективы в Советском союзе любили все, от зрителей до самих киношников, которые всегда могли прикрыться интеллектуальным героем-сыщиком, дескать, вот у нас тут и психология, и мораль, и все, что нужно социалистическому зрителю, а не вот это западное шпионское с женщинами легкого поведения и азартными играми.
Так что за расследованиями проницательного полковника Зорина в исполнении мастодонта советского кино Всеволода Санаева следили все пристально и затаив дыхание: «Возвращение «Святого Луки» посмотрели более 20 миллионов зрителей, «Черный принц» — почти 25 миллионов, а «Версию полковника Зорина» — 23 миллиона.
Многие критики упрекали Эдмонда Кеосаяна в том, что он вовремя не остановился и растянул приключения лихой подростковой разведкоманды на целую трилогию. Что-то знакомо звучит, не правда ли?
Всех покорила искренность и азарт первой части, которые, увы, не удалось перенести в следующие фильмы. Тем не менее, сиквел посмотрело наибольшее количество зрителей (64 миллиона), тогда как первую часть видели на 10 миллионов меньше, на триквел же в кино пришли 60 миллионов.
Интересно, что все более-менее продолжительные советские киносериалы были запущены в 1960-х, когда кино еще существовало эхом оттепели и пользовалось какой-никакой свободой. Вот и приключения следователя Алешина, которого сыграл Александр Збруев, стартовали в картине «Два билета на дневной сеанс» в 1966 году. Детектив стал в какой-то мере культовым, разойдясь на цитаты, был посмотрен 35 миллионами зрителей, а вот двум продолжениям уже не так свезло, «Круг» и «Меня это не касается» уже не пользовались таким успехом — 29 и 20 миллионов зрителей, соответственно.
Истории с продолжениями, впрочем, дело более привычное, чем фокус, когда вы берете второстепенного героя из одного фильма и смело посвящаете ему отдельное кино. Зачастую такой трюк не всегда проходит, но фильмы все равно остаются в памяти.
Вбоквелы про «Троицу»
С одной стороны, в Советском союзе такой фокус было провернуть проще: из-за особенностей авторского права, которые в большинстве случаев отчуждались в пользу государства, тем более у киношников. Так что если тебе приглянулись Трус, Балбес и Бывалый, то не спрашивай у Гайдая и его сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского, которые придумали тройку колоритных жуликов, а смело лепи в свой фильм.
Дайте жалобную книгу
В 1965 году, когда Гайдай определил свою Троицу в «Операцию Ы» после первых двух короткометражек, вышел и этот фильм Эльдара Рязанова, посвященный сфере обслуживания и явному кризису в оной. Вицин, Никулин и Моргунов проворачивали свои темные делишки уже в магазине одежды, грязно кутили в ресторане «Одуванчик» и прославились фразой «Начальство надо знать в лицо».
Семь стариков и одна девушка
В 1968 году Троица появилась в комедии про ЗОЖ и любовь. Впрочем ее режиссер Евгений Карелов умудрился вписать в свое кино даже забугорного Фантомаса, что уж говорить о Бывалом и его подручных. К слову, Юрий Никулин раскритиковал сценарий и назвал Троицу инородным телом в сюжете фильма.
Еще об одном фильме мы скажем чуть ниже, а пока...
Бременские музыканты
Никто уже из создателей не смог объяснить, почему разбойники с большой немецкой дороги вдруг приобрели узнаваемые черты Труса, Балбеса и Бывалого, но теперь это факт из истории кино. Многие ломали голову, кого из актрис гайдаевских комедий могли выставить в роли Атаманши. Наталья Варлей приходит в голову первой, но уж слишком разбойница получилась мощная на фоне хрупкой актрисы.
Но не только гайдаевский креатив использовали все, кто хотел.
Старый знакомый
Если карма есть, то она точно сработала на Эльдаре Рязанове. Пока он копипастил чужих персонажей, сценаристы «Карнавальной ночи» Борис Ласкин и Владимир Полевой придумали новые приключения для бюрократа Огурцова: тринадцать лет спустя после новогоднего фиаско в ДК он всплывает в Парке культуры и отдыха, где тоже чинит препятствия прогрессивной молодежи. Режиссуру поделили сам Игорь Ильинский, игравший Огурцова, и оператора «Ночи…» Аркадий Кальцатый.
Кино посмотрело в два раза меньше народу, чем «Карнавальную ночь»: 24 миллиона против 45 миллионов зрителей.
Военные фильмы о Жукове
До первой военной эпопеи Юрия Озерова «Освобождение» Михаил Ульянов играл самых разных персонажей от председателей колхоза до Ленина, и только режиссер-баталист увидел в нем портретное сходство с маршалом Георгием Жуковым. Итог? Помимо пяти картин Озерова и сериальной версии, Ульянов сыграл военачальника еще в десятке фильмов, причем зачастую в эпизодах. Даже и не знаем, как это считать: то ли как вселенную, то ли все-таки как спин-оффы озеровских баталий.
Как-то все «новаторские» истории и в отечественном кинематографе так или иначе связаны с именем Леонида Гайдая и его троицы.
Комедия давно минувших дней
Яков Костюковский, постоянный сценарист Гайдая, решил, что будет здорово свести в одном кадре пять главных аферистов, про которые он писал сценарии: Троица, а также Остап Бендер с Кисой. Правда, где-то по ходу работы над сюжетом от коллектива отвалился Юрий Никулин, которому образ Балбеса надоел по самое не могу. Поэтому в кадре пересеклись только Моргунов, Вицин, а также Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов, игравшие главные роли в гайдаевской версии «12 стульев».
Сюжет у фильма условный, по большей части герои смотрят в нем немые комедии, в которых спрятан намек на очередные сокровища. С этой точки зрения, кино, конечно, получилось познавательным.
Приключения Петрова и Васечкина
Вообще в детском кино можно было творить что душе угодно, лишь бы это было интересно детям и особо не бесило цензоров. Режиссер Владимир Алейников, отточив мастерство смешить детей на «Ералаше», выпустил кино, в котором главные герои встречались в кадре с товарищем Суховым из «Белого солнца пустыни». Чем не кроссовер, особенно когда парни принимаются оборонять бак с водой от Абдуллы с разбойниками.
Киновселенная по-советски
Да, было и такое, правда, тогда никто не думал как-то обзывать получившийся у сказочника Александра Роу мир. Однако по сегодняшним меркам действие большинства его сказок происходит в одном пространстве, которое объединяет фигура бабы Яги, сыгранной актером Григорием Милляром. Да, слово еще не придумали, а кино в этом формате уже снимали. Всегда бы так.
Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться.
Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению.
Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
(Окно закроется автоматически через 15 секунд)
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.