Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

«Джокер»: улыбайтесь, мир любит идиотов

Кадр из фильма «Джокер»

Тодд Филлипс — не тот режиссер, на фильмы которого идут из-за имени. Не Тарантино, не Скорсезе, не Ричи, не Нолан. «Старски и Хатч»? Ок! «Мальчишник в Вегасе» с его нелепыми продолжениями? Оригинал был смешной, но в целом до шедевра далеко. «Парни со стволами»? Иронично и бодро, но их мало кто видел. И вдруг, после трехлетнего перерыва в карьере, 8-минутная овация для студийного блокбастера после премьеры на Венецианском кинофестивале, два приза оттуда же, гигантский рейтинг в 9,2 на IMDb (а было вообще 9,7) и громкие разговоры об «оскаровских» шансах. Что это? Это «Джокер». Дарья Лошакова посмотрела фильм и утверждает, что как минимум один «Оскар» у проекта уже в кармане. 

Кадр из фильма «Джокер»

Готэм давится серостью и безысходностью, будто провинциальный Богом забытый госпиталь. Социальное неравенство, безработица, мусор, крысы, преступность, недоверие к власти и медиа. Люди живут в полумраке, радуя себя лишь вечерним шоу на ТВ с бодрым телеведущим Мюрреем Франклином (Де Ниро). Один из жителей Готэма — Артур Флек (Феникс), клоун-аниматор, страдающий от синдрома Туретта (неврологическое расстройство вследствие мозговой травмы), каждый день из-за этого рискующий остаться без работы. Он мало ест, много курит и пишет шутки, мечтая стать стэндап-комиком. Его больная мать (Конрой) пишет письма с просьбой о помощи баллотирующемуся в мэры Томасу Уэйну (Каллен), у которого когда-то работала. Своего сына она зовет Радость и наставляет нести это ощущение людям. Артур пытается, но миру не нужны такие, как он: мужчину постоянно бьют, унижают, оскорбляют, провоцируют. Как тут не озлобиться, спросите вы? Никак. 

Кадр из фильма «Джокер»

Когда ты милый и безобидный, но постоянно оказываешься бит обществом, неудивительно, что у тебя к нему формируется особое отношение. Когда ты живешь с очень маленькой дозой тепла, но и оно оказывается ложью, неудивительно, что твоя психика рушится. Так начинается путь превращения паренька из Готэма по имени Артур Флек в того самого Джокера — главного злодея киновселенной DC, антагониста Бэтмена, инфернального и пугающего зла с нарисованным лицом клоуна. За этим скрывается даже не замах мэйджеров на студийный блокбастер, и не культовый комикс, а социальная болезнь современного общества — быть глухим к особенным людям.

Неожиданно, но неожиданностей здесь будет много. Тодд Филлипс раскрывает тезис о серьезности и депрессивности комиков в полной мере, становление Джокера под его прицелом превращается в трагедию одного человека, отвергаемого обществом. Мы сами сотворили себе злодея, любой на месте Флека может превратиться из человека в Джокера и взять в руки пистолет. Эта вторая глубокая и трагичная вещь в картине. Не зря после выхода фильма в США в сторону создателей полетела критика в пропаганде насилия и оружия. Насилия в «Джокере» много, но все оно (и строгий рейтинг 18+) оправдано, хотя «пять» создателям за смелость.

Кадр из фильма «Джокер»

Человек за день не превращается в монстра, а Филлипсу нужно правдоподобно показать это всего за 2 часа. Нет толерантности, нет ненасилия, и американской мечты оказаться на шоу, стать звездой и прославиться — тоже нет. Медиа охотятся за рейтингами, политики — за ключевыми постами, люди же пытаются выжить, когда и мать больна, и денег нет, и лифт предательски застревает, и о романе с красивой девушкой можно только мечтать, и выглядишь и ведешь ты себя не как все, а значит, тебе мало что светит. Историю можно упрекнуть в отсутствии вот этого просвета-передышки-положительного героя, на это у создателей фокуса нет.

Кадр из фильма «Джокер»

Не сказать, что кто-то здесь играет в пол-ноги. И Роберт Де Ниро, и Зази Битц, и второстепенные артисты на своих местах, однако все они оттеняют драматический перфоманс Хоакина Феникса — смесь испуга, ужаса, жалости и восхищения. Это его сцена, все софиты направлены на актера. И если поначалу, из-за экстремального похудения артиста ради роли на 24 килограмма в голову лезут сравнения с Кристианом Бэйлом из «Машиниста», Майклом Фассбендером из «Голода», Джаредом Лето из «Далласского клуба покупателей», Адамом Драйвером из «Молчания», а после с тем же Лето и, конечно, Хитом Леджером — предыдущими Джокерами, то с какого-то момента ассоциаций в голове не остается. Есть только Феникс и путь его героя — от самобичевания и попыток встроиться в непринимающий его мир до отчаяния, катарсиса и, наконец, освобождения. Актером была проделана колоссальная работа, его Джокер страшен, непредсказуем, уязвим, жесток, наивен, сломлен, озлоблен, слаб и силен одновременно. Хоакин здесь — его персонаж даже без клоунской маски, зеленых волос и костюм с одной из первых сцен, когда он сидит на приеме у соцработника и поднимает на ее глаза, держа в руках сигарету. Пробегает холодок. 

 Кадр из фильма «Джокер»

Филлипс явно вдохновлялся ранними работами Скорсезе, Нью-Йорком тех лет, фильмами, снятыми на пленку. Сложно вспомнить другое кино за последние лет 10, которое бы настолько не стремилось понравиться зрителю. Тот случай, когда жесткий, мрачный, неспешный и страшный психологический фильм вдруг становится тем, что все обсуждают и советуют посмотреть на большом экране. Джокер оказался не супергероем DC, а супер-трагедией маленького человека в хладнокровном, жестоком и безразличном обществе. Персонаж делает много вещей из ряда вон, но едва ли у зрителя будут сложности с пониманием его мотивации. Серьезная заявка на «Оскар», как минимум для Хоакина Феникса. 

Кадр из фильма «Джокер»

Серьезный рейтинг, много насилия, жестокости и кровь по стенам, психически нездоровые люди, серый город, гниль общества — чем дальше от стандартного комикс-блокбастера отходит DC, тем лучше получается в результате. Сначала Нолан с его «Темным рыцарем», затем вот «Джокер». Если у антигероев не было серьезных драматических байопиков, «Джокер» доказывает нам их необходимость. При всем этом фильм на удивление сдержанный. Здесь нет привычного нам блокбастерного масштаба и пафоса. 

Создателям еще долго придется отбиваться от обвинений в пропаганде жестокости и насилия, сам же Филлипс ассоциирует свое творение с трагедией Шекспира, комиксы в современном мире имеют такое же влияние и вес, а жестокости в трагедиях классика было не меньше. Жесткое и энергичное становление Джокера: мы едва ли такого ожидали, но лучше придумать сложно. Из комикса — в притчу о глубине разложения общества и массового бездушия. Человек против системы, где система гниет и умирает на глазах, а Хоакин Феникс наигрывает на настоящий актерский подвиг.

8
Зрелищность
9
Актерская игра
7
Сюжет
8
Итог
Один из главных фильмов года
Итоговый вердикт
Ты реально не знаешь, что будет дальше. Трагедия надломленного одиночки похожа на работы раннего Скорсезе. Для Филлипса это комплимент. Здесь все на максимуме: если Флек смеется, то до нехватки воздуха, если его костюм красный, то вырви глаз, если мир катится в бездну, то бездну абсурда. Сложно назвать фильм шедевром, но впечатляет он немало. 
Смотреть
Однозначно
Смотреть в кино
Да

Дарья Лошакова


04.10.2019 18:12

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.