«Фея»: страсти по Андрею

Кадр из фильма Фея

Попробуйте представить в одном фильме иконописца Андрея Рублева, сеансы регрессии, русские храмы, гейминг, сказку, историю любви, современный фашизм, тему сложных отношений детей и родителей в разводе, перфомансы в общественных местах, инстаграм, Евпатия Коловрата, сознание, мышление, природу творчества и акционизм. Звучит как сон человека со слишком богатым воображением. Или как начинка нового фильма Анны Меликян «Фея». Кино эксклюзивно вышло онлайн на Кинопоиск HD. Вебург посмотрел ленту и многому удивился. 

Кадр из фильма «Фея»

Меликян давно ничего не снимала. Если говорить конкретно о полном метре, то с 2015 года. «Фея» изначально была задумана как финальная часть трилогии, состоящей из фильмов «Русалка» и «Звезда». Все эти фильмы с направленным ракурсом на девушек, так или иначе не вписывающихся в современные реалии: чудесных, необычных, сказочных. Все, к чему они прикасаются, изменяется. Иногда трагически, иногда экзистенциально, но всегда с большой любовью и рваными ранами в сюжетах и на сердце. Это по определению Москва, классическая нестандартная героиня, повторяющееся от картины к картине ощущение волшебства без распыления CGI-пыльцы, которую любят делать российские киношники для пущего эффекта в массовых мелодрамах. Нет, Анна Меликян — один из лучших современных режиссеров с абсолютно уникальным стилем рассказчика и умеет это делать без волшебных палочек и настоящих фей. Фея здесь — скорее метафора, статус человека, невольно попавшего в чужую жизнь и изменившего ее без усердной работы. 

Кадр из фильма «Фея»

Таня (Агеева) — провинциалка, снимающая с подругами квартиру, мечтающая о карьере актрисы, модели, художницы, бегающая по социальным или политическим акциям в стиле Pussy Riot. Она случайно попадает в машину успешного бизнесмена и владельца империи по производству компьютерных игр Евгения Войгина (Хабенский). Тот едет на очередную рабочую летучку в офис со своей молчаливой дочерью Машей, которую ему отдала бывшая жена на выходные, а вот что с ней делать, папа не знает и сдает по очереди то секретарю, то помощнице, а то и внезапно появившейся Тане. Девушка на удивление быстро находит общий язык с ребенком, и в голове у злого гения возникает план. Таня видит в Войгине мужчину, любовь и реинкарнацию знаменитого творца. Тот же, в свою очередь, замечает в незнакомке несколько иное. И вот здесь начинается самое интересное. «Фея» стартует как любовная мелодрама в современных реалиях смешения настоящего и виртуального (удачный опыт по внедрению компьютерной игры в кино). У режиссера, однако, планы на историю куда глубже и сложнее. 

Кадр из фильма «Фея»

Анна Меликян сразу же выстраивает как бы две внутренние линии: история с точки зрения мужчины и те же события, какими видит их женщина. Как в сериале «Любовники», но без разделения на четкие главы, здесь все фрагментарно, рвано, в отдельных эпизодах и диалогах, однако очень четко. Вот герой отвечает на вопрос девушки, и ты видишь, как иначе она слышит и воспринимает и его ответ, и ситуацию в целом. Главные герои будто живут в параллельных мирах, что недалеко от правды: московская жизнь успешного и богатого предпринимателя с большим домом за городом и прислугой разительно отличается от будней недавно приехавшего в столицу человека без денег и связей, чьи мечты почему-то до сих пор не сбылись. Но Меликян продолжает строить из детского конструктора архитектурный шедевр. Забегая вперед, в конце фильма хочется схватиться за голову и сказать вслух: «Как?! Как она это все соединила, как смогла?».

Тут градус одухотворенного пафоса уровня Терренса Малика, имя Ларса фон Триера произносится в первые десять минут картины, очень много Тарковского и почему-то четкие ассоциации с Гаспаром Ноэ. При этом это не заимствование и не отсылки, создательница именно вдохновляется творениями и персоналиями. В какой-то момент Войгин на сеансе гипноза открывает в себе иную душу, начинает читать на древнерусском, на улицах Москвы группировка отморозков регулярно убивает кого-то, прикрываясь символами компьютерной игры бизнесмена, нам показывают иконы, сыгравшая в эпизоде Тинатин Далакишвили напоминает вышедшую из TikTok современную красотку с татуировками и цветными волосами, а тебе хочется схватиться за голову от этого ядерного замеса. И у всего этого четкий привкус сказочного стиля режиссера: волшебство тут рядом, просто поверь и руку протяни. Главный двигатель сюжета в трилогии — это всегда ожидание чуда, но если в «Звезде» и «Русалке» оно лежало на поверхности, то финальную часть Меликян делает куда более сложной с несколькими твистами. Чудо в итоге окажется не тем, на что мы ставили в начале картины. 

Кадр из фильма «Фея»

В этой пучине смыслов есть и слабые места. Линия с фашистами и героиней Ингеборги Дапкунайте сильная по посылу, но будто несколько притянута за уши, хотя за трагизм и страх в ленте отвечает именно она. С другой стороны, в куске с интервью, который дает герой Хабенского, зритель услышит настоящее пророчество современной жизни онлайн во время пандемии. А эпизод снимался еще в 2017-м. Символично, «Фея» в каких-то моментах явно опередила время. Лучшую фразу драмы, однако, говорит не Войгин, и не Таня, а актриса Маша Шалаева, исполняющая второстепенную роль главы акционистской группы девушек. «Скоро, возможно, вообще ничего не будет. Мира не будет, нас не будет — вот о чем нужно думать», — героиня Шалаевой просит соседку по квартире перестать грезить о принце на белом коне, а мы слышим в этом нечто до боли актуальное и как будто умоляющее: «Да, проснись же!». 

Кадр из фильма «Фея»

Сюжет покажется зрителю нелепым настолько, насколько он усидчив и образован. И здесь снова хочется вспомнить Терренса Малика, а точнее его «Древо жизни». Половина зала на просмотрах выходила, не досидев до конца. Те, кто добрался до финальных титров, называют картину одним из лучших кинематографических опытов в жизни и своего рода откровением. Два с половиной часа «Феи», периодически плутающей в сюжетных коридорах, кажется, пытаются достичь этого же эффекта. Правда выйти из зала только в 2020 уже нельзя. Новая реальность и точно нечто новое в современном авторском российском кино. 

8
Зрелищность
7
Актерская игра
7
Сюжет
7
Итог
Фильм — новый опыт
Итоговый вердикт
Это какая-то новая лавстори от Меликян. Нестандартная совершенно и сюжетно бесстрашная. Между накруткой подписчиков в инстаграме и переселением душ режиссер не проводит никакую черту, она соединяет все это. Это и реальности жизни с неизменной верой в какое-то условное чудо. Необычный фильм о соприкосновении с тайной, суть которой часто непостижима. 
Смотреть
Да
Смотреть в кино
Сидим дома и продолжаем поглощать фильмы

Дарья Лошакова


09.05 11:00

Комментарии свернуть

Показывать: Новые Популярные
Avatar
   Личное дело Вечнаяжизнь    9 Мая, 19:51
Отличный фильм! Не убивайте людей! Не предавайте друзей! Делайте видеоигры!
-1
 

Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте для возможности комментирования и голосования.

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.


(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
или
Регистрация
Вход

Внимание! При заполнении формы регистрации допущена ошибка:

Внимание! При заполнении формы регистрации допущены ошибки:

Некорректный логин

Пользователь с указанным логином уже зарегистрирован

Такой логин запрещен согласно правилам форума, выберите другой

Некорректные данные в поле «E-mail» или такой e-mail уже зарегистрирован

Длина пароля должна быть не менее 6 символов

Поле «Пароль» заполнено неверно, допустимы только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Логин совпадает с паролем

Вы не прошли проверку. Докажите, что вы человек, и установите флажок в поле "Я не робот"

При регистрации произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы

  
Не менее 2-х символов. Логин должен состоять из латинских символов, цифр, одинарного дефиса или точки, начинаться с буквы и заканчиваться буквой или цифрой и содержать не более 30 символов.
показать пароль
Пароль нужен для авторизации на портале и в почтовой службе. Не менее 6-ти символов, допускаются только латинские буквы, цифры и символы ! @ # $ % ^ & * ( ) _ - +

Используется для восстановления пароля

Поздравляем!

Вы зарегистрировались на портале Вебург!

Для получения возможности оставлять комментарии на портале, пожалуйста, подтвердите адрес электронной почты, перейдя по ссылке из письма, которое мы только что отправили вам.


(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.