-
Вебург
-
Новости
-
Кино
-
Все экранизации подростковых книг от худшей к лучшей. Часть 1
Все экранизации подростковых книг от худшей к лучшей. Часть 1
Их гонят в дверь и выкидывают в окна, а они снова и снова пробираются в нашу новостную ленту. Думаете, о ком мы? Да о продюсерах, желающих срочно экранизировать ту или иную книжку, которая вдруг стала внезапным хитом у подростков. Истории про мальчиков-волшебников, девочек, влюбленных в вампира, бесконечные франшизы про хитро выдуманные антиутопии — вся эта, так называемая Young Adult литература, регулярно грозится попасть на большие и малые экраны.
Но сегодня мы не станем обсуждать будущие проекты в этом направлении, будущее-то у нас по-прежнему в тумане, а подобъем итоги этой деятельности. За двадцать лет наснимали немало фильмов, так что стоит их расставить от худшего к лучшему и понять, каких же историй больше.
Рейтинг составлен с помощью оценок сайта IMDB.com.
|
Самый свежий и самый провальный пример, рейтинг которого ниже даже ненавидимых простыми зрителями «Сумерек», а это надо постараться. Кеннет Брана взял и с первого дубля завалил большую эпопею Йона Колфера о юном криминальном гении. Впрочем есть вероятность, что в дело вмешались всезнайки-продюсеры, которые серьезно порезали фильм. Подробнее о ляпах и косяках свежей экранизации мы говорили в нашей рецензии (тут).
|
|
Впрочем это не первый фейл «Диснея» на поле подростковых франшиз. За два года до «Артемиса...» на прокатное дно ушла «девочковая» фантастика с мультизвездным кастом. Там ситуация была обратная: кино было очень красивым, но до невозможности затянутое и наивное. Видимо, после этого диснеевские продюсеры и вооружились монтажными ножницами, покромсав «Артемиса...».
|
|
Самое бестолковое кино во всей «сумеречной» франшизе, в котором решительно ничего не происходит кроме того, что герои бесконечно страдают. Даже в пародии «Вампирский засос» сегмент, посвященный «Новолунию», выглядел динамичнее и смешнее.
|
|
Поиски нового «Гарри Поттера» натолкнули продюсеров на пятитомник Сьюзан Купер «Восход тьмы». Правда первая книга больше походила на нарнийский цикл, зато второй том как раз рассказывал об избранном мальчике. Понятно, ничего путного из этого не вышло: Всадник долго скакал по полю, мальчик тупил и только Иэн МакШейн в эпизодической рольке проявлял свою будущую божественную сущность.
|
|
Попил финальной книги «Сумерек» на две части привел к тому, что первые пол-«Рассвета» оказались такой же нелепой историей ни о чем, как и «Новолуние». Два момента, которые выгодно отличают полуфинальное кино и которые, видимо, и подняли его в рейтинге, это суперромантическая свадьба и сцена первого секса Эдварда и Беллы с внезапно комедийным оттенком. Куда отнести крипового компьютерного младенца, мы так и не решили.
|
|
Выгодное отличие фильма в постановке Дэвида Слэйда — это, конечно, лучшая боевая сцена за первые три картины «саги», а также внезапный юмор, изначально заложенный в диалог. И до, и после «Сумерки» если и смешили, то делали это против воли авторов. А тут у нас лучшая шутка серии про «Он что всегда ходит без рубашки».
|
|
Можно до хрипоты спорить о том, у кого вторжение пришельцев получилось скучнее, тут или в «Гостье» той же Стефани Мейер. Данный фильм хоть и пониже в рейтинге, но у него есть хотя бы первые десять минут инопланетных кар, сделанных красиво, богато и с толком.
|
|
Наплодившая тучу мемов, пародий и, разумеется, подражаний первая часть так и могла бы остаться единственной: ее дебют в прокате разочаровал продюсеров, однако время шло, а кино оставалось в десятке лидеров, в итоге в пять раз превысив свой невеликий бюджет. Чудеса да и только! Ну и фанатская активность.
|
|
Это, наверное, очень обидно: придумать свой любовный треугольник между сверхъестественными существами и простыми людьми, но получить экранизацию чуть раньше, чем грянула «сумеркофилия», и бесславно расствориться в прокате. Так и случилось с экранизацией романа Аннет Кертис Клауз.
Впрочем унылое кино с нелепыми спецэффектами (особенно превращение оборотней) и деревянной игрой актеров вряд ли привлекло бы кого-то, выйди оно и после «Сумерек».
|
|
Собственно, к вопросу о подражаниях. Экранизация основана на серии романов Анны Тодд, которые даже не фанфик, а фанфик фанфика «Сумерек». Придумывая историю непростых отношений тихони Тессы и бунтаря Хардина Скотта, авторша «вдохновлялась» самими «Пятьюдесятью оттенками серого», которые в свою очередь начинались как БДСМ-версия отношений Беллы и Эдварда.
О времена, о нравы!
|
|
Рэйчел Мид мамой клянется, что не видела никаких «Сумерек», когда бралась за своих вампиров. И навязчивый восточноевропейский колорит книг тому доказательство. А вот продюсеры киноверсии наоборот воспользовались лекалами «Сумерек» и логично потерпели неудачу. Кому нужно блюдо, повторенное дважды?
|
|
Финальные «Сумерки» наконец-то избавились от этих томных взглядов и даже пошли дальше, допустив опасную отсебятину в финальной сцене боя между вампирами. Наверняка куча парней, которых их подружки затащили на сеанс, была благодарна внезапному экшену посреди клыкастой «сантабарбары».
|
|
Хорошая писательница Алекс Флинн выпускала реалистические книги про школьный буллинг или ВИЧ-позитивных подростков, но какая-то нелегкая дернула ее сделать современную версию известной сказки. А продюсеров эта нелегкая толкнула все экранизировать. Пострадал больше прочих актер Алекс Петтифер, у которого наверняка сложился посттравматический синдром от участия в подростковом кино.
|
|
Прежде чем 20th Century Fox сгинула в голодном чреве Disney, студия успела в последний раз наследить в YA-экранизациях. Книга Александры Брэккен про подростков, которых преследуют взрослые из-за их суперспособностей, выходила задолго до «Голодных игр» и «Дивергента», а экранизация смотрится как наглая копипаста с этих франшиз.
|
|
Парадоксально, но несмотря на кучу сюжетных поворотов, «За стеной» стала самой скучной из всех серий о «Дивергенте». Ой, оказывается, вокруг пустыня! Ой, оказывается, это проекция! Ой, оказывается, есть еще люди! Ой оказывается… На все эти «завороты» одинаково пустыми глазами смотрят что сами зрители, что актеры в кадре. Все устали.
|
|
После «Сумерек» наверняка все продюсеры как подожженные бегали и орали: «Дайте книгу про вампиров!» Ну нате, получите странную историю за авторством Даррена Шэна, который рассказывал, как некий Даррен Шэн вляпался в конфликт с вампиром. На экране это выглядело еще нелепее, особенно упыристый комик Джон Си Райли, хороший актер, конечно, но тут явно был мискаст.
|
|
Актеры стали старше, но продолжили играть тех же подростков. Приключения стали жестче, но снимали их в режиме коллективного «Криса Коламбуса». Бюджет стал меньше, так что звезд из эпизодов слили, качество графики просело, а кое от каких слишком затратных моментов и вовсе отказались. Казалось бы, все это мелочи, а смотреть уже не имеет смысла.
|
|
Лучшие моменты в картине оказались связаны с Линой Хиди и ее боевой сковородкой. А дальше начался темный лес, в котором без пол-литра магического эликсира не разобрать, кто хороший, а кто плохой, и какой у этого плохиша план. И был ли план вообще?
|
|
Итак, перед нами самое скучное вторжение пришельцев в истории кино. Полторы погони, две драки и бесконечное сидение в пещере с попытками определиться, кто же главный в твоей голове. Подозреваем, это фанатки Стефани Майер накрутили фильму голоса выше, чем у «5-ой волны», чтобы кумиру не так печально было.
|
|
Крис Коламбус навострился снимать подростковое и семейное кино левой пяткой. Да, вы можете его бесконечно ругать за одни и те же приемчики, но лузер-дислексик, шпыняемый отчимом и одноклассниками-полубогами, все равно будет вызывать в вас сопереживание. Жаль, что создатели сиквела не обладали схожей магией.
|
|
Драйвовая антиутопия с яркой картинкой по итогу не смогла задеть чувства зрителей, слишком уж много персонажей и механизмов мелькало в кадре. Пожалуй, тот случай, когда стоило немного сбавить обороты и реально разделить исходную книгу без ущерба для простых зрителей.
|
|
Что мы там говорили по поводу ПТСР у Петтифера от съемок подросткового кино? Вот самый эпичный его провал (а был еще «Громобой»), хотя книжный потенциал был неплох. Но 22-летний актер уже никак не тянул на старшеклассника, а кроме того его персонаж прямо рвался в школу. Хотя ему было предложено ловить кайфушечку на тропических островах. Вот вы бы что выбрали?
|
|
Книжный оригинал тоже был довольно нетороплив, но там многое спасали рассуждения главного героя о книгах, провинции, а кроме того густая мистика Южных Штатов, таящаяся в местных болотах. Экранизация растеряла бунтарский запал и сосредоточилась на Великой Любви Сквозь Время. Выбор оказался неверным, получилось просто скучно.
|
|
Трудности, с которыми столкнулось производство финальной серии, наложило отпечаток на всю картину в целом. Все, от актерской игры до настроения зрителя в зале пронизывает одна мысль: «Давайте уже домучаем сюжет и пойдем домой». И это несмотря на грамотный экшен и в целом, повзрослевших персонажей.
|
|
После яркой первой части сюжет второй серии определенно застопорился. Сценаристы увлеченно рисуют подробности нового дивного мира, забыв впрочем о логике сюжета и поступков. Наверняка, если бы члены клана «Эрудиция» реально включили свои мозги, то переловили бы всех бунтарей в первые пять минут, настолько нелепо они пытаются скрыться.
|
|
Что это, что это? Никаких вампиров, антиутопий, пришельцев и суперсил? Да когда-то подростковые фильмы снимали и по таким книгам, про дружбу, про учебу, про взросление. Сиквел нашумевшей картины «Джинсы-талисман» продолжил смешивать в одном флаконе драму взросления и типичный чикфлик, то есть кино, якобы предназначенное для девушек.
|
|
Ужастики, наверное, не лучший жанр для подростковых франшиз, ведь в них героями являются не прыщавые подростки, а монстры, истребляющие этих подростков. Даже если в финале парочка улизнула от когтей, в начале следующей картины тварь все равно до них доберется и начнет с новых невинных жертв.
Тут же неприлично много народу остается в живых к финалу, да и большая часть смертей получилась как бы не очень всерьез.
|
|
Та же петрушка, что и в «Инсургенте». Мир расширился, но герои утратили цель, смысл и динамику своего движения. Большую часть времени парни просто куда-то бредут по пустыне. Куда? Совершенно непонятно ни им, ни зрителю.
|
|
2017 год подарил две молодежные версии «Дня сурка», где во временную петлю попадала школьная альфачка-стерва. Но если «Счастливого дня смерти» выигрывал за счет юмора, саспенса и макабра в кадре, то «Матрица времени» печалил занудством, отсутствием всякого юмора и нелепой развязкой.
|
|
Истории, в которых смертельно больной подросток влюбляется и идет во все тяжкие, стали субжанром в рамках субжанра, и мы насчитали десяток таких картин за последние годы (тут все собрали). Здесь не исключение: юная Мэдди всю жизнь провела в стерильном доме из-за проблем с иммунитетом. Но в последнее время за окошком стал мелькать такой красавчик, что можно плюнуть на все запреты врачей.
|
|
Несмотря на обилие экшена и свершившуюся развязку, финальный фильм о Китнисс получил самые плохие оценки. Все равно выше, чем «Сумерки», но обидно.
|
|
На удивление недурной молодежный триллер с Эммой Робертс в роли тихушницы Ви, которая пускается во все тяжкие, подписавшись на сетевую игру с челленджами. Актрисе вообще идут роли плохих девочек, о чем мы говорили в статье, посвященной племяннице Джулии Робертс (тут). |
|
Юная Блейк Лайвли (ей на момент съемок было реально 18 лет) играет будущую выпускницу школы, которая со своими тремя подруженьками готовится пережить самое запоминающееся лето в их жизни. В этом им помогут особые джинсы, которые по неведомой причине идеально подходят всем четверым героиням.
|
|
Оригинальный роман Мэг Розофф назывался «Как я теперь живу», и это было логично: главная героиня в разгар каникул переживала Третью Мировую войну. После того точно надо рассказать о переменах в жизни. Но отечественные локализаторы сделали акцент на «люблю», и тоже верно: героиня Сиршы Ронан продолжает глядеть глазами недоенной коровы на своего кузена даже под сенью ядерного гриба.
|
|
Идея пилить одну книжку пополам нашла жаркий отклик в продюсерских сердцах. Но раз за разом получалось одинаково: первая часть была разговорным и унылым топтанием на одном месте в ожидании эффектной экшен-развязки, которая переносилась полностью во второй фильм. «Сойка-пересмешница» не стала исключением.
|
|
Последние десять лет Тим Бертон превратился в этакую «дикую карту»: никогда не знаешь точно, что он выкинет. Будь то стерильный блокбастер «Алиса в Стране чудес» или провальные «Мрачные тени», или веселую, но дикую «Франкенвинни». Экранизация романа Рэнсома Риггза зависла где-то посередине: нескучно, иногда страшно, динамично, но не крипово и где-то даже стерильно.
|
|
Полагаем, Орсон Скотт Кард загрыз бы нас, если бы мы в его присутствии назвали цикл об Эндрю Виггине «подростковой франшизой». Однако в 2011 году только так можно было продвинуть кинофантастику с подростком в главной роли. Возможно, это и стало ошибкой. Или то, что кроме книжного твиста сценаристы не смогли придумать никаких дополнительных «заворотов».
|
Продолжение следует.
18.06.2020 15:00
|
|