Портал weburg.net закрывается. Подробнее.

«На острие»: спортивный фильм, который смог

Кадр из фильма «На острие»

Пока отечественные зрители упражняются в язвительных остротах в адрес родного кино, его производители пытаются закинуть в массы этакое снисходительное отношение, в духе «Для российского кино сойдет». Мол, да, у нас тупая история, зато какие спецэффекты, да у нас хреново с изобразительной частью, зато все о душе и вечном, да иностранцы это уже показали в ста фильмах, но у нас-то впервые… Такая оценка, конечно, лучше прямого хейтинга, но все равно губительна, потому что расхолаживает и обрекает на дальнейшее производство посредственных картин.

И тем более не хочется подходить с этой меркой к спортивной драме «На острие», потому что создатели сделали хорошее кино без скидок на его происхождение.

В сплоченный костяк женской сборной по фехтованию, которую возглавляет убойная, непобедимая, но уже возрастная Покровская (Светлана Ходченкова) вдруг врывается дерзкая, талантливая и стремительная провинциалка Кира Рычкова (Стася Милославская). С этого момента она берет золото на всех мировых соревнованиях, заставляя Покровскую отступать в тень. Той, конечно, не хочется быть на вторых ролях, тем более в свете грядущих Олимпийских игр, которые по всем суровым законам спортивного мира станут для Покровской последним шансом получить главную медаль всей ее жизни. Так начинается противостояние двух спорстменок, которое приведет к самым неожиданым результатам.

Удивительно, но фильм в целом повторяет историю Рычковой: до последнего момента никто не воспринимал его всерьез. Ну что там могут показать? Гламур? Лямур? В чем эффектность сабельных поединков, которые длятся буквально несколько секунд? Что, опять Ходченкова? Что, снова Милославская и спорт (не к ночи будь помянут этот «Стрельцов»)? И вдруг раз за разом кино и его создатели наносят точные удары по всем скептикам, отправляя в нокаут все предубеждения и заниженные ожидания.

Кадр из фильма «На острие»

Отличный сценарий, где все понятно, где почти нет ляпов и провисаний, а сюжет сосредоточен на конфликте двух амбициозных спортсменок, начинающей и опытной, этакие Моцарт и Сальери сабли. При этом обошлось без пошлости в духе «одна хорошая, вторая плохая»: у каждой свои проблемы, свои комплексы, свои моменты побед и минуты падений, моменты обострения и вполне объяснимого сотрудничества. Спортивное кино, в котором (во дела!) конфликт сосредоточен вокруг спорта, а сценарий не высасывает из пальца и не сгущает из воздуха функционеров-мерзавцев, надуманные обвинения, нелепые совпадения или гадких завистников. Учитесь, товарищи сценаристы «Стрельцова» и «Движения вверх». И главный выбор, определяющий исход фильма, тоже делается на фехтовальной дорожке.

Кадр из фильма «На острие»

При этом у сценаристов остается время, чтобы показать жизнь героинь вне спорта, условно, конечно, потому что у обеих все мысли и все стремления сосредоточены вокруг поединков. Все окружающие до поры до времени воспринимаются ими как некое приложение к сабле, но разумеется, и тут тоже наступит прозрение.

Режиссер Эдуард Бордуков не первый раз работает в спортивной тематике. В «Коробке» ему удалось свести эффектность баталий уличного футбола с социальной подоплекой, яростью и нетерпимостью, бушующими в спальных районах. Мир «На острие» другой, это высший свет спорта с дорогими машинами, пафосными вечеринками, где царствует снежная королева (до поры до времени, конечно) Покровская, и куда «беззаконной кометой» вторгается Кира Рычкова, стебя гламур и пафос.

Кадр из фильма «На острие»

Третьей силой в этом раскладе становится фигура тренера Гаврилова (Сергей Пускепалис), острого на язык, готового на что угодно, лишь бы мотивировать своих подопечных, даже если надо сплотиться против него. Он зачастую стравливает Покровскую и Рычкову, не чурается совсем уж грязных методов. Таких обычно называют «токсичными» и пишут потом про них всякие гадости, но Пускепалис умудряется и за этим бронебойным фасадом показать адекватного и даже что-то чувствующего мужика.

Кадр из фильма «На острие»

Пара странностей из сценария, которые тем заметны на фоне общей стройности. Это конечно, непонятный ляп с травмой Рычковой, то она кричит, что не может без боли встать с постели, то в следующие пять минут уже зажигает на танцполе. Спишем на действие алкоголя.

В финале, на титрах оказывается, что в основе фильма лежат реальные победы российских саблисток на Олимпийских играх в Рио-Де Жанейро в 2016 году. Причем создатели почти посекундно воспроизвели поединок Софьи Великой и Яны Егорян, однако разумеется, что ни та, ни другая не имеют отношения к выведенным на экране Покровской и Рычковой. С одной стороны, понятно и похвально желание рассказать о достижениях спортсменов не в далеком прошлом, а почти «здесь и сейчас». К тому же без этой «объяснялки» развязка фильма смотрелась бы совсем уж фантастически и нереально, а так да, такое было на самом деле. Но неужели «на самом деле» не нашлось драматичных моментов в реальной жизни Великой и Егорян? В любом случае, создатели никак эту биографичность не педалируют, ни в интервью, ни в сюжете, а то ведь могли бы, как некоторые, назвать кино «Великая». Так что вообще считать это хотя бы за пол-ложки дегтя?

Кадр из фильма «На острие»

Потому что кино снято красиво и эффектно, без падения в голимый гламур, но и без безысходности подворотен. Бои показаны на максимуме замедления и богатстве детализации, пожалуй, будь у создателей побольше компьютерных мощностей, получилось бы и вовсе остановить время. Но впрочем и так захватывает без всяких скидок на страну происхождения.

Отдельного упоминания стоят маленькие фишечки, которые режиссер подкидывает зрителям, вроде платьев контрастных цветов у главных героинь или тот факт, что интригующий против «женской дружбы» Гаврилов носит черную амуницию, в то время как вся сборная занимается в белых. Сразу понятно, кто тут главный Дарт Вейдер.

Кадр из фильма «На острие»

8
Сюжет
8
Зрелищность
7
Актерская игра
8
Итог
Удар засчитан.
Итоговый вердикт
Эффектная спортивная драма, которую до последнего не брали в расчет и которая преподнесла приятный сюрприз. Захватывающий сюжет, живая картинка, убедительная актерская игра, динамично показанные бои, редкая для кино, в целом, тема, имеющая к тому же реальную подоплеку, — именно то, чего мы давно и почти безуспешно ждем от российского кино. Да и вообще от кино, независимо от страны происхождения.
Смотреть?
Да.
Смотреть в кино?
Можно.


26.11.2020 18:00

Для того чтобы подать заявку необходимо авторизироваться. Если Вы не можете этого сделать опишите вашу проблему ниже.
Произошла ошибка.
Попытайтесь отправить сообщение ещё раз!
Вы должны выбрать категорию.
Вы должны ввести текст сообщения.
Текст сообщения не должен превышать 250 символов.
Вы должны выбрать тип заявки.
Вы должны ввести корректный email.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.

(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Кому:

Отправить

Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.

Обратная связь

Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.

Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».

Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.

СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-74166 от 09.11.2018. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news@weburg.net.

При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.

Обратная связь

Имя пользователя
Войти, как пользователь
Используйте свой аккаунт в социальной сети
для входа на Weburg.net
Письмо со ссылкой для восстановления пароля отправлено на %email%.

(это окно закроется автоматически через 5 секунд)

Сейчас вы будете перенаправлены на страницу восстановления пароля.
При восстановлении произошла ошибка. Если вы видите это сообщение не впервые, воспользуйтесь ссылкой «Сообщить об ошибке» в верхнем левом углу страницы.
Необходимо указать логин на Weburg
Пользователь с указанным логином не зарегистрирован на Weburg
Внимание! теперь надо указывать логин %login%@weburg.me
Не найден email для восстановления пароля
Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:
  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.